Коляда Наталья
Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Весёлый язычок» на музыкальных занятиях для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развитию воспитанников №242 «Островок детства»
Конспект музыкального занятия «Артикуляционная и дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях ДОУ : «Весёлый язычок»»
Публикация «Артикуляционная и дыхательная гимнастика „Весёлый язычок“ на музыкальных занятиях для детей старшей группы» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
для детей старшей группы.
Подготовила:
музыкальный руководитель МАДОУ№242
Наталья Александровна Коляда
г. Кемерово, 2015
Цель: Вырабатывать у воспитанников технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.
Задачи:
• разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат;
• закреплять навыки певческого дыхания;
• закреплять понятие высокого, среднего и низкого регистров в слуховом анализе и пении;
• в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц;
• учить детей выразительному прочтению текста, в соответствии с образом, персонажем сказки;
• закреплять навыки детей в игровом творчестве.
Ход занятия:
В зал под музыку входят дети («Военный марш» Г. Свиридов).
При смене динамики и штрихов, дети меняют направление движений. Встают полукругом, здороваются с гостями.
Музыкальный руководитель : Вы проснулись, потянулись, встали на ножки… и улыбнулись.
Давайте поздороваемся!
Валеологическая песня-распевка «Доброе утро».
Доброе утро! - поворачиваются друг к другу.
Улыбнись скорее! - разводят руки в стороны.
И сегодня весь день - хлопают в ладоши.
Будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щёчки - выполняют движения по тексту.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки - постепенно поднимая руки вверх «фонарики»
Разотрём ладошки сильнее, сильнее - движения по тексту
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём! выполняют движения по тексту.
Улыбнёмся снова, И ещё похлопаем, будем мы здоровы.
А теперь давайте распоёмся!
Распевки:
1) ели-ели-е, ёли-ёли-ё, яли-яли-я (с колючим мячиком в руках);
2)Тары – бары – растабары,
У Варвары куры стары,
Куры старенькие,
Растабаренькие (распев на кварту).
Муз. рук. : Молодцы какие, ваши ротики проснулись?
А теперь, ребята, давайте представим с вами, что мы в волшебном лесу, идём по тропинке, а перед нами «Теремок», который огорожен плетенью. А вы умеете плести плетень? Ну тогда давайте с вами поплетём.
Начинается пальчиковая гимнастика «Плетень» (со шнурком) :
Вверх шнурок,
И вниз шнурок,
И ещё – ещё разок,
Пальчик вверх
И пальчик вниз,
Наш заборчик появись.
А я ключик свой возьму,
Ваш заборчик отварю.
(С каждым словом наматываем на соседний пальчик шнурок в круговом движении, до тех пор, пока все пальчики не будут опоясаны шнурком. В конце, на слова «Ваш заборчик отварю…» муз. рук. должна открыть воображаемым замочком заборчик каждого ребёнка, снимая с его пальчиков шнурок).
Муз. рук. : Ну вот, мы и открыли наш заборчик, а теперь мы видим Теремок.
Начинаетя артикуляционная игра-сказка «Теремок» ( автор: Т. Овчинникова. Сборник: «Артикуляционная и пльчиковая гимнастика).
1. В лесу стоит маленький домик -
Настоящий теремок.
2. У домика красивая черепичная крыша
(поднять руки над головой в форме "крыши")
3. И большая кирпичная труба
(сложить губы «трубочкой»)
4. В доме три маленьких резных окошка,
(руки над головой в форме окошка, рот открыть)
5. И большая дубовая дверь
(ладошки перед лицом, показываем зубки)
6. Стены в домике покрашены
(опустить руки на колени)
Красивой розовой краской
(языком внутри гладить щеки)
7. Вдруг подул сильный ветер
(дети поднимаю руки вверх, голосом имитируют звук ветра)
8. Дверь открывалась и закрывалась
(открывают и закрывают рот)
9. Даже стены в домике закачались
( поочередно надувают щечки: правую, левую)
10. Вдруг домик затрещал и рассыпался
(губами издают звук "пф-р-р", руками изображают падение домика)
11. Прибежала мышка-норушка
(сжимают кисти рук в кулаки мизинцами показывают хвостик)
12. Увидела, что домик рассыпался
(жуют губки)
И расплакалась (изображают плачущую мышку)
13. Прискакала лягушка-квакушка
(кисти рук сжимаются и разжимаются с силой «ква-ква»)
14. Увидела, что мышка плачет
И сказала:
15. «Не плачь, мышка, пойдем ко мне жить.»
(кистями рук показывают говорящую лягушку)
16. Обрадовалась мышка, улыбнулась
(широко улыбаются губами)
И побежала с лягушкой.
(мизинцами показывают хвостик).
Муз. рук. : Ну вот, а чтобы больше никто не расстраивался, давайте с вами построим дом, крепкий и устойчивый!
Проводится образно – игровое упражнение под музыку «Строим дом» (журнал «Музыкательный руководитель. - 2012. - №1. - С. 9) :
Молоточком стучу, стучу (кулачками стучат перед собой, один кулачёк сверху, другой снизу,
Сто гвоздей заколочу! (стучат, меняя положение кулачков,
Буду строить дом, дом (правую руку отводят в сторону, сгибают, затем выполняют те же движения левой рукой,
Будем жить мы в нём, в нём! (Поднимают руку над головой «Крышей», покачивают головой.)
Муз. рук. : Ну а теперь давайте давайте сами поиграем с вами в игру «Теремок».
Проводится театрализованная игра теремок:
Прошу вас, ребята, посмотрите, что я вам приготовила, и догадайтесь, чем мы займёмся? (муз. рук. достаёт маски и теремок)
А теперь выберем артистов (по желанию или рекомендации воспитателя, или считалочкой).
Итак, сказка начинается! А сказку рассказать нам поможет песенка «Теремок»
Дети и муз. рук. поют:
(во время пения выбегает на носочках мышка)
1. Стоит в поле теремок-теремок
Он не низок, не высок, не высок
Вот по полю, полю мышка бежит
У дверей остановилась и пищит
Мышка: Кто-кто… .(и далее по тексту сказки, детям разрешается импровизировать, говорить свои слова, но смысл должен оставаться)
Муз. рук. Зашла мышка в дом и стала в нём жить.
Дети и м. р. поют (скачет лягушка) :
2. Стоит в поле….
Вот по полю лягушка бежит
У дверей остановилась и стучит.
Лягушка: Кто-кто…. (далее по тексту сказки)
Муз. рук. И стали они жить вдвоём.
Дети и м. р. поют (скачет зайчик) :
3. Стоит в поле ….
Вот по полю, полю зайчик бежит
У дверей остановился и стучит.
Зайчик. Кто-кто…. (далее по тексту сказки)
Муз. рук. И стали они жить втроём.
Дети и м. р. поют (бежит лисичка) :
2. Стоит в поле…
Вот по полю лисичка бежит
У дверей остановилась и стучит.
Лисичка. Кто-кто…. (по тексту сказки)
Муз. рук. И стали они жить вчетвером.
Дети и м. р. поют (бежит волк) :
2. Стоит в поле …
Вот по полю, полю волк бежит
У дверей остановился и стучит.
Волк. Кто-кто…. (по тексту сказки)
Муз. рук. И стали они жить впятером.
Дети и м. р. поют (идет мишка) :
2. Стоит в поле.
Вот по полю, полю мишка идёт
У дверей остановился и ревёт.
Мишка. Кто-кто в теремочке живёт…. (далее по тексту сказки)
Я- мышка-норушка
Я – лягушка-квакушка
Я – зайчик – побегайчик
Я – лисичка-сестричка
Я – волчок- серый бочок
А ты кто?
Варианты ответов медведя:
1. А я Мишка - всех давишка.
2. А я Мишенька - медведь, могу громко я реветь!
3. Я медведь с давних пор удивительный танцор!
(исходя из того, что выберет ребёнок, играющий роль медведя, можно завершить сказку по-разному).
Муз. рук. : Вот как здорово у нас получилось, все радуются, поют песни, веселятся, играют на музыкальных инструментах. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра на ложках (журнал «Музыкательный руководитель. - 2012. - №1. - С. 36).
Муз. рук. : Молодцы, садитесь на свои стульчики, а ложечки положите под стульчик.
Ребята, а вы знаете, что у язычка тоже есть свой теремок? Давайте мы с ним познакомимся! (в руках муз. руководителя кубик с изображениями (ротик – дом, щёки, нёбо – потолок, зубы, губы – дверь, болтливый язычок).
Знакомство с веселым язычком
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
Он удобно в доме лёг.
Широко открывать рот.
В этом доме две стены.
Это щеки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
Надувать и втягивать щеки.
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.
Вращать нижней челюстью.
Потолок вверху, внутри.
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку»
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, как-бы произнося: была-была-была.
Муз. рук. : (фоном включается звук метели) Ребята, а какое же сейчас время года? (Зима) (Показывает изображение зимы).
А какая она? (холодная, снежная, ветреная, ясная, красивая, вьюжная).
А послушайте, что же ветер делает? (дует)
Давайте и мы с вами, как ветер подуем!
Проводится дыхательная гимнастика. (На выдохе произнести прилагательные о зиме). Детям предлагается изобразить метель.
Муз. рук. : Ребята, а кто из вас знает, год какого животного у нас сейчас наступил? (Козы) (Показывает изображение козы).
Правильно. Давайте с вами споём песенку про козлика.
Песня «Серенький козлик» :
1. Жил-был у бабушки серенький козлик,
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Сан – дили – муни,
Динь – дили – баба – ясень – (хлопок) – ясень,
Сан – дили – муни,
Дюленьки, серенький козлик.
2. Бабушка козлика очень любила,
Бабушка козлика очень любила.
Сан – дили – муни,
Динь – дили – баба – ясень – (хлопок) – ясень,
Сан – дили – муни,
Дюленьки, очень любила.
3. Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вздумалось козлику в лес погуляти.
Сан – дили – муни,
Динь – дили – баба – ясень – (хлопок) – ясень,
Сан – дили – муни,
Дюленьки, в лес погуляти.
4. Напали на козлика серые волки,
Напали на козлика серые волки.
Сан – дили – муни,
Динь – дили – баба – ясень – (хлопок) – ясень,
Сан – дили – муни,
Дюленьки, серые волки.
5. Остались от козлика рожки да ножки,
Остались от козлика рожки да ножки.
Сан – дили – муни,
Динь – дили – баба – ясень – (хлопок) – ясень,
Сан – дили – муни,
Дюленьки, рожки, да ножки.
Муз. рук. : Хорошо спели. Молодцы. А наше занятие подошло к концу. Скажите, вам понравилось? А что мы сегодня делали? А что нового и интересного вы узнали?
Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями. (дети прощаются).
Ну а теперь повернитесь ко мне и мы с вами попрощаемся (музыкальное прощание).
Дети друг за другом выходят из зала.