Марина Туманцева
Артикуляционная гимнастика — залог успешного речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие артикуляционного аппарата - залог правильной речи дошкольников"
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в потоке речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Публикация «Артикуляционная гимнастика — залог успешного речевого развития» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Уже с младенчества ребенок совершает множество разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения рассеянными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции необходимы сильные, эластичные и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой для формирования звуков речи - фонем - и коррекции нарушений воспроизведения звука любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения на тренировку подвижности органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения как всех звуков, так и каждого звука определенной группы.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие - увеличить объем и силу движений, третьи развивают точность положения губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Цель артикуляционной гимнастики - развить полноценные движения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков, и объединить простые движения в сложные артикуляционные паттерны. Необходимо развивать у детей следующие качества: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений.
Производство звуков - это искусственный процесс, с физиологической точки зрения, это создание нового речевого рефлекса. Работу по автоматизации звука следует рассматривать как подавление старых стереотипов и развитие новых. Эта работа сложна для нервной системы ребенка, поэтому необходимо соблюдать следующие принципы:
- постепенность
- доступность
- систематический
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Благодаря своевременным упражнениям по артикуляционной гимнастике и упражнениям для развития речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями воспроизведения звука смогут быстрее преодолеть свои дефекты речи, когда с ними начнет работать логопед: их мышцы уже будут подготовлены.
3. Очень часто ребенок не может произнести ни звука из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда необходимы укрепляющие упражнения.
4. Некоторые дети не могут быстро переключаться с одного звука на другой. Для них также существуют специальные упражнения по переключению.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
Артикуляционные упражнения выполняются сидя, так как в этом положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Из двух-трех выполненных упражнений только одно может быть новым, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если ребенок недостаточно хорошо выполняет какое-то упражнение, новые упражнения вводить не следует, лучше отработать старый материал. Чтобы исправить это, вы можете придумать новые игровые приемы.
Сначала упражнения следует выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенок нуждается в визуальном контроле. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язык? где он расположен (выше или ниже? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять под счет. Но в то же время следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) по 5-7 минут, в зависимости от возраста и настойчивости ребенка.
Занимаясь с ребенком 3-4 лет, следите за тем, чтобы ребенок выучил основные движения.
Требования к 4-5-летнему ребенку возрастают: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.
В возрасте 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и способен удерживать положение языка в течение некоторого времени без изменений.
Попробуйте сами перед зеркалом выполнить упражнения, данные ребенку. Это не всегда легко и просто - уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за приложенные усилия.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое собственное лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый должны находиться перед настенным зеркалом во время упражнений на артикуляцию. Также ребенок может воспользоваться маленьким ручным зеркальцем (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться перед ребенком.
ПОМНИ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребенка к правильному произношению, но не сможет заменить логопеда.