Татьяна Перелыгина
Артикуляционная гимнастика в домашних условиях
Артикуляционная гимнастика в домашних условиях
В помощь родителям
Для формирование полноценной личности, овладение чистой и красивой речью, имеет немало важное значение. Ведь речь – это средство общения. Если у человека хорошо развита речь, он не испытывает дискомфорта в общении, у него больше шансов занять руководящую должность в профессиональной деятельности, нежили человек с невнятной речью. Такие люди испытывают затруднение в общении.
Публикация «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» размещена в разделах
Одним из показателей успешного обучения ребенка в школе является хорошо развитая речь. Вот почему так важно начать развивать речь еще в дошкольном возрасте. Речь не является врожденной особенностью, она формируется постепенно, у кого-то легче, у кого-то сложнее. Родители очень часто думают, что речь сама сформируется так как надо, но они глубоко заблуждаются. Для того, чтобы дети правильно произносили звуки, нужно, чтобы органы артикуляции (язык, губы, небо) обладали хорошей подвижностью, были упругие и сильные. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых к сложным упражнениям, сначала медленно, потом ускорять темп, очень важна систематичность – гимнастику нужно делать каждый день, выполнят сидя перед зеркалом, т. к. ребенок сам может контролировать правильность выполнения упражнений, в дальнейшем, его можно убрать, когда ребенок научится выполнять все упражнения.
Выполнение тех или иных артикуляционных упражнений может утомлять ребенка, этого нельзя допускать. Чтобы занятия ребенку были интересны, и он выполнял их с огромным удовольствием существуют нетрадиционные методики выполнения артикуляционных упражнений. Которые можно провести с ребенком дома в виде игр.
Начать упражнения лучше с дыхательной гимнастики. Правильное дыхание -очень важно для развития речи. Таких упражнений огромное множество, вот некоторые из них.
Поиграйте с ребенком в «Футбол».
Скатайте из ваты шарик, приготовьте кубики, смастерите из них ворота. Задача: подуть на шарик так, чтобы «мяч» закатился в ворота. Взрослому необходимо следить, чтобы при выдохе ребенок не надувал щеки. Можно дуть на шарик через соломинку. Дети будут в восторге.
Налейте вкусный сок в стакан, предложите ребенку подуть в соломинку – «Попускать пузырьки в стакан». Следим, чтобы на выдохе не надувались щеки.
Предложите ребенку показать «Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Можно переходить непосредственно к артикуляционным упражнениям.
Упражнения с шариком. Автор данной методики С. В. Коновалова
(диаметр шарика 2 — 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке языком вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Крутить шарик лакательными движениями языка.
5. Язык – «Чашечка», цель — поймать шарик в «Чашечку».
6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и предложите ребенку немного поиграть.
1. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
2. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.
3. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
4. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
5. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными.
Список литературы:
1. Журавлева Л. М. Логопедические занятия с малышами.
2. Савченко Е. А. Практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика. Советы родителям».