Елена Самылова
Артикуляционная гимнастика по лексической теме «Зима»
Артикуляционная гимнастика по лексической теме «Зима»
1. Мимические упражнения
1. Сердитый Мороз
Не боимся мы мороза!
Рассердился он на нас:
«Заморожу, заморожу,
Заморожу вас сейчас!»
(Радостная улыбка.)
(Сдвинуть брови, насупиться.)
(Вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой.)
2. Дед Мороз выступает
Публикация «Артикуляционная гимнастика по лексической теме „Зима“» размещена в разделах
Дед Мороз повеселел,
Улыбнулся, и запел.
Выступал Мороз у ёлки,
Отморозил ей иголки…
(Весёлое выражение лица.)
(Улыбнуться и ртом движения, как во время пения.)
(Беззвучное артикулирование гласных.)
(Горестно вздохнуть.)
3. Первый снег
Посмотри – кругом бело! Много снегу намело.
Он откуда прилетел?
Почему так чист и бел?
(Восторг.)
(Удивление.)
2. Голосовые упражнения
Я на саночках сижу,
На синичку я гляжу
Ти-ли-ли! Ти-ли-ли!
Ты за нею повтори:
Ти – ли – ли, ти –ли –ли!
Прилетели снегири:
Ти – ти – ти, ти – ти – ти!
Ты, синичка, не свисти!
(Ребёнок, интонируя, повторяет
стихотворение либо построчно, либо только звукоподражания.)
«Ох! – сказала бабушка, -
На дворе мороз!
Отморозить может
Он мне щёки, нос!
Э-хе-хе! Упрячу
Нос я в воротник.
Ох, какой, мороз, ты,
Всё же озорник! О-хо-хо!»
(Ребёнок подражает интонациям старенькой
бабушки.)
3. Дыхательные упражнения
1. Снежинка
(Вырезать из тонкой бумаги снежинки, подуть так, чтобы они взлетели.)
Снежинка кружится
Снежинка летит.
Ко мне на ладошку
Снежинка спешит.
2. Замёрзли ручки…
Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)
Подуем на них.
Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х)
Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)
3. Сугроб
Все снежинки (Перед ребёнком на столе – кусочки ваты.)
Соберём в сугроб. (Подуть, собрать всю вату в кучку.)
Чтоб не разлетались,
Накроем ручкой: Хлоп! (Соответствующее движение ладошкой.
4. Артикуляционные упражнения
1. Щёчки
Пухлые щёчки
У маленькой Вали.
В морозный денёк
Они алыми стали.
(Надуть обе щеки воздухом.)
(Попеременно надувать щёки.)
2. «Горка»
Сделаю я горочку,
Горочку круту.
Будет эта горочка
У меня во рту!
(Язык – «горочкой», кончик языка упирается в нижние резцы.)
(Удержать «Горочку» из языка под счёт: один, два, три. ….)
3. Язык и горка.
Едет с горочки язык.
Он кататься так привык:
Сверху – вниз, по нёбу,
К зубкам, не к сугробу!
(Держать «горочку»)