Назарова Дарья Сергеевна
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [к]
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляция звука [к] состоит в следующем. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.
Публикация «Артикуляционная гимнастика для постановки звука [к]» размещена в разделах
Артикуляционная гимнастика
1. «Наказать непослушный язычок».
«Массаж»
Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
a)Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.
b) Шлепаем язычок губами: «Пя-пя-пя»
2. «Накажем непослушный язычок».
Цель: Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Произношение слогов («пя-пя-пя») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
3 «Лопаточка».Удерживаем под счет до 10, спокойный, широкий язык на нижней губе.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Губы растянуты в улыбке. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Накажем непослушный язычок».
4. «Чистим нижние зубки». Почистим нижние зубки изнутри, сначала из стороны в сторону, потом сверху вниз.
5. «Прятки»
[/b]
Педагог говорит: «
Нагл Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотрите, как он прячется в домик, и сделайте так неско
лько раз».
Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но находится внизу.
Необходимо следить, чтобы дети сидели прямо, не закрывали рот, излишне не напрягались
6. «Змейка».
Цель: укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения выполнять ритмично.
Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змейку. Посмотрите, как он двигается вперед, назад. Сделайте это упражнение несколько раз».
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
8. «Горка» (Кошка сердиться, выгнула спин
ку).[/h4]
Цель: учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.
Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку. Посмотрите, какая крутая получилась горка. Сделайте и вы горку».
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. Губы в улыбке!
9. «Поцокивани
е».[/i]
Присасывание спинки языка к твердому небу. Кончик языка у нижних десен.