Зарина Тагзиева
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Распевка» пропеваем гласные звуки
Аааааа, оооооо, уууууу, ыыыыыы, ээээээ
А – как можно широко раскрыть рот.
О – губы превратить в букву О.
У – губы сжаты в маленькую трубочку.
Ы - губы улыбаются, нижняя челюсть немного выдвигается вперед.
Э – рот раскрыт в среднем положении (межу а и ы, губы улыбаются.
• Не делим звуки, а просим ребенка плавно пропевать одну за другой. Повторить 3 раза
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
2. «Окошко». На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). 5 – 6 повторений.
3. «Шарик – рыбка» - когда взрослый говорит «шарик» ребенок надувает щечки. Когда «рыбка» втягивает. Чередуем «шарик – рыбка» 5 – 6 повторений.
4. «Лягушка – слоник» - когда взрослый говорит «лягушка» ребенок соединяет верхние с нижними зубками, а губы растягивает в улыбке. Когда «слоник» зубы остаются в том же положении. а губы вытягиваются в трубочку и тянутся вперед. Чередуем «лягушка – слоник» 5 – 6 повторений.
5. «Конфетка» - просим ребенка представить, что у него во рту конфетка (в данном случае роль конфетки выполняет язык). Просим спрятать ее в правой щечке, потом в левой. Чередуем 5 – 6 раз. Следим за тем чтобы язык как можно сильно надавливал на щечку.
6. «Накажем непослушный язычок» - Положить широкий язык между зубами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя». А потом прижать зубами: «та-та-та». 10р – пя, 10 раз - та
7. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.
8. «Иголочка» - Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. 10 сек.
9. «Часики» - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. 10 сек.
10. «Горка» - Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. 10 сек.
11. «Колесо» - сделать упр. «Горка» среднюю часть языка максимально выдвигать вперед, а затем убирать в глубь рта. Язык перемещать вперед – назад в форме валика. 10 раз.
12. «Вкусное варенье» -
- Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы. 10 раз
- Открыть рот. Облизывать верхнюю и нижнюю по часовой стрелке 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую.
13. «Чашечка» - Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до 10. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
14. «Парус» - рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 сек.
15. «Маляр» - Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. 10 раз вперед – назад.
16. «Чистим верхние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево. 10 раз.
17. «Чистим нижние зубы»- Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. 10 раз.
18. «Лошадка» - Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. 10 сек.
19. «Грибок» - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба. а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упр. «Лошадка».- В пощёлкивании улавливается нужное движение языка. 10 раз.
20. «Гармошка» - Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. 10 сек.
21. «Барабан» - Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык; упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться, Очень часто при выполнении этого упражнении рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка). 10 сек.
22. «Качели» - Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 10 раз.