Елена Сидорова
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №272»
Г. Ижевск
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
И РОДИТЕЛЕЙ
Составитель: воспитатель Е. В. Сидорова
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ:
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.).
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
СКАЗКА
О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
БЕГЕМОТИКИ
Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик
Как голодный бегемотик.
ЛЯГУШКИ
Улыбнуться, показать сомкнутые зубки.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
СЛОН
Вытянуть вперёд губы трубочкой.
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
ЗМЕЯ
Улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
БЛИНЧИКИ
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
ЧАШКА
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
ЧИСТИМ ЗУБКИ
Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
КАЧЕЛИ
Улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
КИСКА СЕРДИТСЯ
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.
Выгляни в окошечко
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула
Зашипела, прыгнула.
Рассердилась киска
Не подходите близко!
МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно.
Я сегодня утром встал
И посё лок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
ЛОШАДКА
Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично.
Я - весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
ДЯТЕЛ
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д.».
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук
Раздаётся громкий звук.
ГРИБ
Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.
Под берёзой, у дорожки
Гриб растёт на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.