Лучший педагог года

Артикуляционная гимнастика: виды, алгоритм проведения

Ольга Куртукова
Артикуляционная гимнастика: виды, алгоритм проведения
▼ Скачать + Заказать документы

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для развития силы и подвижности органов артикуляционного аппарата.

Цель гимнастики - выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, объединение простых движений в сложные, в артикуляционные уклады различных фонем.

Виды артикуляционной гимнастики

Публикация «Артикуляционная гимнастика: виды, алгоритм проведения» размещена в разделах

1. По роли ребенка в процессе выполнения упражнений

• пассивная • пассивно-активная • активная

2. По количеству участников в ходе выполнения упражнений

- Фронтальная – преобладает в работе воспитателя, который воспитывает базовые движения и положения органов артикуляции. Работа проводится во второй половине дня по заданию логопеда.

- Подгрупповая – проводится логопедом в процессе автоматизации и дифференциации звуков.

- Индивидуальная – используется логопедом в ходе индивидуальных занятий по постановке звука, или в случае тяжелых нарушений речи (дизартрия, ринолалия).

Виды артикуляционных упражнений

По цели проведения :

• общеразвивающие – базовые упражнения, необходимые для артикуляции большинства звуков. («Качели», «Маляр», «Часики»).

• специальные – упражнения для формирования необходимых положений и движений органов артикуляции для постановки звуков. («Чашечка», «Горка», «Парус» и т. п.) Эти упражнения адресованы: а) мышцам определенного артикуляционного органа; б) определенной фонетической группе звуков.

По характеру выполнения:

• Статические – выработка умения принимать и удерживать артикуляционную позу. Упражнения выполняются под счет до 3-5-7-10 3-5 раз.

• Динамические – выработка умения переключаться с одной артикуляторной позы на другую. Упражнения выполняются под счет от 5 до 10 3-5 раз.

Критерии качества выполнения артикуляционных упражнений :

1. Четкость – ребенок знает направление движений и старается выполнить их в полном объеме.

2. Плавность – движение производится легко, плавно, без подергиваний и толчков.

3. Дифференцированность – выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата, без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.

4. Точность – достижение правильного конечного результата, т. е. ребенок добился нужной формы или необходимого положения губ, языка.

5. Равномерность – симметричное выполнение движения или положения левой и правой стороны любого подвижного органа артикуляции.

6. Устойчивость – удерживание полученного движения или положения без изменений некоторое время (обычно под счет взрослого от 1 до 5 с. с постепенным увеличением до 10).

7. Переключаемость – умение совершать многократный, легкий, быстрый переход от одного движения или положения к другому при сохранении перечисленных выше качеств движения.

Алгоритм проведения артикуляционной гимнастики

1. Рассказ о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;

2. Показ его выполнения;

3. Упражнение выполняют все дети;

4. Логопед проверяет правильность выполнения упражнения по подгруппам (не более пяти человек).

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика: виды, алгоритм проведения
Опубликовано: 9 августа 2024 в 10:10
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика: виды, алгоритм проведения» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Куртукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД