Ольга Куртукова
Артикуляционная гимнастика: виды, алгоритм проведения
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для развития силы и подвижности органов артикуляционного аппарата.
Цель гимнастики - выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, объединение простых движений в сложные, в артикуляционные уклады различных фонем.
Виды артикуляционной гимнастики
Публикация «Артикуляционная гимнастика: виды, алгоритм проведения» размещена в разделах
1. По роли ребенка в процессе выполнения упражнений
• пассивная • пассивно-активная • активная
2. По количеству участников в ходе выполнения упражнений
- Фронтальная – преобладает в работе воспитателя, который воспитывает базовые движения и положения органов артикуляции. Работа проводится во второй половине дня по заданию логопеда.
- Подгрупповая – проводится логопедом в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
- Индивидуальная – используется логопедом в ходе индивидуальных занятий по постановке звука, или в случае тяжелых нарушений речи (дизартрия, ринолалия).
Виды артикуляционных упражнений
По цели проведения :
• общеразвивающие – базовые упражнения, необходимые для артикуляции большинства звуков. («Качели», «Маляр», «Часики»).
• специальные – упражнения для формирования необходимых положений и движений органов артикуляции для постановки звуков. («Чашечка», «Горка», «Парус» и т. п.) Эти упражнения адресованы: а) мышцам определенного артикуляционного органа; б) определенной фонетической группе звуков.
По характеру выполнения:
• Статические – выработка умения принимать и удерживать артикуляционную позу. Упражнения выполняются под счет до 3-5-7-10 3-5 раз.
• Динамические – выработка умения переключаться с одной артикуляторной позы на другую. Упражнения выполняются под счет от 5 до 10 3-5 раз.
Критерии качества выполнения артикуляционных упражнений :
1. Четкость – ребенок знает направление движений и старается выполнить их в полном объеме.
2. Плавность – движение производится легко, плавно, без подергиваний и толчков.
3. Дифференцированность – выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата, без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
4. Точность – достижение правильного конечного результата, т. е. ребенок добился нужной формы или необходимого положения губ, языка.
5. Равномерность – симметричное выполнение движения или положения левой и правой стороны любого подвижного органа артикуляции.
6. Устойчивость – удерживание полученного движения или положения без изменений некоторое время (обычно под счет взрослого от 1 до 5 с. с постепенным увеличением до 10).
7. Переключаемость – умение совершать многократный, легкий, быстрый переход от одного движения или положения к другому при сохранении перечисленных выше качеств движения.
Алгоритм проведения артикуляционной гимнастики
1. Рассказ о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;
2. Показ его выполнения;
3. Упражнение выполняют все дети;
4. Логопед проверяет правильность выполнения упражнения по подгруппам (не более пяти человек).