Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с дошкольниками»

Лихачёва Татьяна
Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

«Арт – терапия в работе с дошкольниками»

Слайд №1

В настоящее время в педагогической деятельности активно изучаются и используются методы арт-педагогики и арт-терапии. Интерес к данным методам обусловлен широкими возможностями искусства в области образования и коррекции.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Арт-терапия в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

Арт-педагогика возникла и развивается на стыке педагогики и искусства. Сущность арт-педагогики состоит в том, чтобы в процессе воспитания и обучения развить у ребёнка (в том числе при наличии отклонений в развитии) художественную культуру и помочь ему найти подход к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности.

Во все времена искусство было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через личный, внутренний эмоциональный опыт человека, а также - через его непосредственное участие в творческом процессе. Искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики.

Слайд №2

У арт-педагогики есть свои, только ей одной присущие цели - например, формирование этического и эстетического «иммунитета» личности.

Слайд №3

«Этический иммунитет» - это цельное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в окружающей среде.

«Эстетический иммунитет» - характеристика духовного новообразования личности, обладающая такими качествами, как умение отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, быть устойчивым к воздействию массовой, безликой культуры.

Слайд №4

Арт-педагогика способна и призвана решать следующие задачи:

- облегчение процесса обучения для ученика и педагога;

- поиск социально приемлемого выхода агрессии и других негативных чувств, которые возникают в процессе общения педагога с учащимися;

- наличие материала для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике;

- налаживание отношений между учителем и учениками, создание наиболее благоприятных условий для ведения диалога;

- содействие развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения;

- развитие ребёнка средствами классического и народного искусства.

Отмечается что психическое здоровье детей, вызывает сегодня у медиков и педагогов серьезную тревогу: нарастает количество неврозов, часты проявления повышенной раздражительности и агрессивности. Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений. Одним из таких средств является арт-педагогика - вовлечение детей в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, пение, танец, движение и речь).

В ходе занятий с применением арт-педагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность обучающихся в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия - полное принятие и поддержка со стороны педагога.

Слайд №4-1

Виды музыкальной деятельности

с использованием арт – терапии.

1. Восприятие (слушание) музыки.

Музыкотерапия - это метод арт-терапии, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребенок в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие его психическому состоянию. Занятия направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, релаксацию – выход, посредством музыки из травмирующей ребенка ситуации.

Методические рекомендации:

Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе – «Адажио», «Анданте».

В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» 2 часть;

А. Вивальди. Цикл «Времена года», «Зима».

Музыкальный пример: Слайд №5,6,7.

№1 В. А. Моцарт «Рондо для скрипки с оркестром» До мажор.

Детям с угнетённым, подавленным настроением полезны произведения в темпе – «Аллегро».

Музыка П. И. Чайковского – Вальсы из балетов.

Музыка В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Й. Гайдна.

Музыкальный пример: Слайд №8,9.

№2 П. И. Чайковский «Большой вальс» из б. «Лебединое озеро».

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности:

Ф. Шопен «Мазурки», Й. Штраус «Вальсы».

Музыкальный пример: Слайд №10,11.

№3 Фридерик Шопен «Мазурка».

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности к прекрасному миру природы:

Й. С. Бах «Кантата №2», Л. В. Бетховен «Лунная соната».

Для снятия напряжённости в отношениях с другими детьми:

Музыкальный пример: Слайд № 12,13,14

№4 Й. С. Бах «Концерт ре минор для двух скрипок».

Для уменьшения эмоциональной напряжённости:

Ф. Лист «Венгерская рапсодия №1», А. И. Хачатурян Сюита «Маскарад».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения:

П. И. Чайковский «Шестая симфония, 3 часть», Л. В. Бетховен Увертюра «Эдмонд».

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других детей:

Й. С. Бах «Итальянский концерт», Й. Гайдн «Детская симфония».

Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности:

П. И. Чайковский «Времена года», К. Дебюсси «Лунный свет», Л. Мендельсон «Симфония №5».

Музыкальный пример:

№5 Клод Дебюсси «Лунный свет» Слайд №15

Варианты проведения:

Музыкальные картинки: восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на музыкальной картинке и в течение 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. Используются классические инструментальные произведения, звуки живой природы.

Музыкальное моделирование: используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений:

1фрагмент: Отвечающий душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям).

2фрагмент: Противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его.

3фрагмент: Обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка).

4 фрагмент: Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.

Агрессия

«Морское путешествие»

Музыкальное моделирование

1. Переживание своего эмоционального состояния: «Мы на корабле. Начался шторм: паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку»

№6 (А. Вивальди «Шторм») Слайд №16.

2. Формирования состояния покоя, защищенности: «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде»

№7 (П. Чайковский «Баркаролла») Слайд №17.

3. Становление конечного эмоционального состояния: «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные!».

№8 (Д. Шостакович «Праздничная увертюра») Слайд №18.

«Уходи, злость, уходи»

Музыкально - Терапевтическая игра

Играющие дети ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» (Чайковский «Баба Яга»). Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты. (Шопен «Ноктюрн фа-мажор»).

«Упрямая подушка»

Снятие общего напряжения, упрямства

Терапевтическая игра

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (П. И. Чайковский Увертюра «Буря»).

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый. Этот прием успокаивает ребенка после возбуждения. «Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку».

(Ф. Шопен «Ноктюрн №20»).

Элементы музыкотерапии можно использовать и в группе в течение дня.

Утренний прием в детском саду начинается под музыку В. А. Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого ни с чем не сравнима. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников и последователей». Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1. «Симфония №40» В. А. Моцарт.

2. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа).

3. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»).

4. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Соло для фортепиано (Ф. Клейдерман и симфонический оркестр).

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Л. В. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Й. С. Бах – Ш. Гуно «Аве Мария».

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

2. Ф. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3 Й. С. Бах «Органные произведение».

5. А. Вивальди «Времена года».

6. «Голоса природы».

Особенности использования музыкотерапии:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

2. Активные методы музыкальной терапии

основаны на активной работе с музыкальным материалом:

Пение, Инструментальная игра.

Пение:

Методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо, депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей, головных болей и др.)

Голос – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой природой. Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает именно ПЕНИЕ. Когда человек болеет, голос его “садится”, становясь глухим и бескрасочным. Собственным пением (лечебным звукоизвлечением) мы можем воздействовать на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию.

В результате исследований выявлено, что во время пения во внутренних органах человека возникают акустико-вибрационные возмущения. Впервые были зафиксированы и исследованы вибрационные волны в проекциях легких, печени, почек, селезенки и сердца.

Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом, если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии, т. е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их “пропевания”. Чтобы поправить свое здоровье, не обязательно иметь сильный голос или безупречный слух. Но важно знать, какое воздействие каждый звук имеет на органы и системы, и тогда каждый из нас сможет сам составлять для себя лечебную песенку.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

Звук «А» воздействует на область сердца, снимает спазмы и лечит желчный пузырь.

Звук «Е» стимулирует трахею, улучшает деятельность паращитовидной железы («Е» желательно петь на высоких тонах).

Звук «И» стимулирует работу сердца, улучшает работу головного мозга, лечит глаза, прочищает нос, улучшает работу тонкого кишечника.

Звук «О» положительно влияет на позвоночник, сердце, налаживает работу поджелудочной железы.

Звук «У» воздействует на дыхание, почки, мочевой пузырь, предстательную железу и матку.

Звук «Ы» активизирует систему дыхания и лечит уши.

Звук «Э» улучшает работу головного мозга.

Звук «Ю» благотворно действует на почки и мочевой пузырь, снимает болевые спазмы.

Перед произнесением врачующих звуков надо сесть в удобную позу, руки опустить вдоль туловища, расслабиться и мысленно сосредоточиться на больном органе. Пропевать звуки вполголоса на выдохе, повторяя их по 10–12 раз с интервалом в 2–3 секунды.

Для усиления и концентрации лечебного воздействия произносимых или “пропеваемых” звуков рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии орган (или система, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

Инструментальная музыкальная терапия

направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

Рекомендации для проведение занятия:

1. Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

2. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

3. Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

4. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

5. Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

6. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

7. Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Иллюстрация Сказки – шумелки «Мышиная история»

Осенью Мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(Стучим пальчиком по деревянной коробочке)

Стало холодно и Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(Используем деревянные ложки)

Грызли зёрнышки

(Проводим палочкой по деревянной расчёске)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(Шуршим бумагой)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

(Дуем в бутылку)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(Ударяем палочкой по ксилофону).

Интегративная музыкотерапия

наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Таким образом, основываясь на научно-исследовательском материале и собственном практическом опыте, можно констатировать следующее: педагогическая арт - терапия – технология, позволяющая создать условия для нормализации психоэмоционального состояния детей, стимулирования их личностного роста.

Специалист, владеющий методом арт - терапии, способен раскрыть творческий потенциал ребёнка, развить индивидуальную активность, способствовать осознанию собственной уникальности.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов. Арт-терапия в технике «витраж»Мастер-класс для педагогов. Арт-терапия в технике «витраж» Мастер – класс для педагогов. Арт – терапия «Витражи» Цель: Поэтапно выполнить рисунок в технике витраж. Развивающие Задачи: развивать.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке старший дошкольный возраст.Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке старший дошкольный возраст. Слайд № 1: Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке. Выполнила работу Моисеева Л. М. МБДОУ г. Иркутска.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью»Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью» Цель:Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии. Задачи: • - расширять знания.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Мастер-класс «Возможности мультифункционального планшета в работе с дошкольниками всех возрастов»Мастер-класс «Возможности мультифункционального планшета в работе с дошкольниками всех возрастов» Мастер-класс «Возможности мультифункционального планшета в работе с дошкольниками всех возрастов» У каждого человека есть свой путь, который.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 19 марта 2021 в 18:20
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Лихачёва Татьяна (УИ 845012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД