Олеся Разинькова
Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году.
Арт-терапия – это воздействие средствами искусства на ребенка, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии.
Арт-терапия:
- расширяет эмоциональный опыт детей;
- снижает импульсивность, тревогу, агрессию;
- снижает эмоциональное и мышечное напряжение;
- совершенствует коммуникативные навыки и творческие способности;
- воспитывает межличностное доверие и групповое сотрудничество;
- развивает познавательные процессы;
Публикация «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- развивает чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов.
Основные принципы арт-терапии:
* поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
* не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
* принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.
Преимущества применения арт-терапии:
- работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности;
- помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
- используется для оценки состояния воспитанников;
- помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
- помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе;
- царит атмосфера доверия, терпимости и внимания;
- помогает принять каждого ребёнка.
Виды арт-терапии.
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством.
Здесь используются все виды изодеятельности: рисование красками, карандашами, мелками, нетрадиционные техники рисования, лепка, аппликация.
Изотерапия помогает обнаружить скрытые способности ребенка, избавить от различных страхов и внутренних конфликтов.
Изотерапия используется для создании положительной мотивации, помогает создать ситуацию успеха, воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает развивать фантазию.
Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами: у детей удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение.
Повышается самооценка, дети становятся спокойнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
Изотерапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.
Условия успешного проведения изотерапии:
* техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности;
* ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники, любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку;
* интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат;
* наиболее эффективны нетрадиционные изобразительные техники и приёмы:
во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание;
во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Приемы изотерапии:
Марания.
В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить».
Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.
Изображения создаются путем ритмичного движения руки, композиционной случайности мазков, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов.
Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.
Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия,
которых обычно не совершает, так как опасается, не желает
или не считает возможным нарушать правила. Именно для
этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и
коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Монотипия.
Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» — «один». При работе рисунок наносится на ровную поверхность, а затем отпечатывается на чистом листе. Особенность техники в уникальности получаемых изображений. Сколько бы ни наносилось отпечатков, каждый новый будет неповторимым и уникальным.
Кляксография - техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг, с последующим дорисовыванием произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения.
Рисование по-мокрому листу.
Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.
Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами.
Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения.
На листе бумаги клеем, который выдавливается из тюбика,
наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.
Эффектно выглядят изображения на тонированной и
фактурной бумаге.
Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Песочная терапия.
Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.
Пескотерапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений.
В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.
Музыкотерапия.
Музыкальная арт-терапия основана на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности.
Специально подобранные музыкальные произведения позволяют дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребенка.
Средства музыкальной арт-терапии способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой.
В работе с детьми рекомендуется использовать широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма:
* для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.);
* при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор);
* при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).
Одной из составных частей музыкальной арт-терапии являются вокальные и дыхательные тренинги. Общеизвестно и о положительном воздействии пения на психоэмоциональный фон человеческого организма.
Формы музыкотерапии.
Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда малышам предлагают только прослушать музыку.
Традиционная форма работы основана на пассивном восприятии музыки:
во-первых, как катализатора эмоциональных процессов,
во-вторых, как музыкального фона во время рисования,
в-третьих, как средства релаксации, усиливающего вовлеченность слушателя в процесс работы.
Активная работа с образами музыки включает в себя:
- упражнения на самосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);
- свободный танец под музыку, который дает возможность самовыражения, двигательного раскрепощения;
- музыкальные зарисовки - индивидуальные, импровизации на какую-либо тему (например «Мое состояние») и групповые, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками, что способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;
- диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, это способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;
- «живую музыку», когда одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах (например, колыбельную – то решительно, то испуганно, то радостно).
Библиотерапия.
В основе библиотерапии лежит использование специального литературного материала с целью решения различных личностных проблем ребенка.
Материалом для чтения могут быть произведения, абсолютно различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д., поэзия (стихи, поэмы).
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии - сказкотерапия.
Сказкотерапия.
В основе ее лежит использование различных сказочных историй, сюжетов. Они зачитываются, проигрываются, рассказываются с особой интонацией, мимикой, жестами.
Сказкотерапия способствует разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).
Сказка для ребёнка – особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной, для понимания ребёнком, форме.
Когда ребёнок слушает сказку, он соединяет с образами сказки свой жизненный опыт, относящийся сразу к нескольким уровням. Именно это проецирование эмоций и переживаний в сюжет, привязка личного опыта к стандартным образам сказки, обеспечивает глубокий эффект воздействия сказочных сюжетов на личность, душу ребёнка.
Многогранность сказки является психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством, дает возможность эффективно использовать этот метод в работе с детьми с задержкой психического развития, так как позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения.
Имаготерапия.
Её основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек.
Применяя имаготерапию можно:
- укрепить и обогатить эмоциональную сферу;
- развить способность общаться;
- развить способности максимально адекватно реагировать на возникновение в жизни неблагоприятных ситуаций;
- развить в ребенке творческий потенциал;
- развить волевые качества.
Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный аппараты человеческого организма.
Кинезитерапия.
Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию, коррекционную ритмику, танцетерапию.
Ритмические движения формируют двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Совершенствуется координация движений, развивается воображение.
Арт-терапия это один из самых интересных и творческих методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.
Использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество.
Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!