Петухова
Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия – (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества.
Арт-терапия не направлена на целенаправленное обучение, а значит, она не предусматривает овладения какими бы то ни было средствами искусства и творчества.
Задачи арт-терапии:
осуществление средствами искусства коррекции и профилактики нарушений развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, развития и формирования личности;
создание условий для социокультурной адаптации ребенка с нарушениями;
Темочки:
адаптация арт-терапевтических методик и использование их при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психики;
выявление особенностей и определение уровня эффективности арт-терапии в специальном образовательном учреждении;
разработка арт-терапевтических технологий, необходимых для коррекции нарушений у детей-инвалидов;
коррекция вторичных нарушений в развитии ребенка, помощь в адаптации в обществе средствами культуры и искусства;
обеспечение средствами искусства познавательных потребностей детей с нарушенным развитием.
Таким образом, основная задача арт-терапии средствами искусства — произвести терапевтическое воздействие на ребенка с отклонениями в развитии с целью его гармоничного развития и адаптации в микросреде детского коллектива и макросреде общества.
Изотерапия — лечение средствами изобразительного искусства, лепкой, рисованием, декоративно-прикладным искусством.
Арт-терапия освобождает от негативных состояний (катарсистическая, очищающая функция, снимает психическое и нервное напряжение (регулятивная функция, корректирует нарушения общения и формирует нормальное межличностное общение (коммуникативно-рефлексивная функция).
Терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, дает возможность:
1. выходу внутренним конфликтам вовне;
2. помогает понять собственные чувства и переживания;
3. способствует повышению самооценки;помогает в развитии творческих способностей.
Чаще всего изотерапия используется:
1. для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями;
2. с трудностями в общении и социальной адаптации;
3. при внутрисемейных конфликтах.
Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами — у детей с агрессивными проявлениями;оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний; развитие произвольности и способности к саморегуляции; уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает им в трудных обстоятельствах.
Примеры использования:
Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название
Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать.