Эльмира Г
Консультация для воспитателей «Арт-терапия в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
"Арт - терапия "
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологии, основанное на применении искусства и творчества в терапии психологических проблем и заболеваний. Основная цель арт-терапии — гармонизация психического состояния, самовыражение и самопознание, актуализация подавленных эмоций. В процессе терапии на символическом уровне человек может выразить и исследовать все свои чувства, осознаваемые и скрытые: любовь, ненависть, злость, зависть, нежность, радость, грусть, боль и т. д.
Публикация «Консультация для воспитателей „Арт-терапия в ДОУ“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Изначально данная методика применялась в психоаналитической школе, основным механизмом её является сублимация.
Арт-терапия может использоваться как в виде основного способа лечения, так и в качестве одного из вспомогательных методов в ходе комплексной терапии. Её основное целительное свойство состоит в том, что человек посредством творческой деятельности может выразить сложно оформляемые словами чувства. Создав образ, увидев его, он может интерпретировать свои эмоции и решить конфликт, трансформировать отрицательные эмоции в положительные, найти выход из тревожной ситуации.
Детская арт-терапия - это простой и доступный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре; арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно! Одним словом, это лечение творчеством, однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии.
Термин арт - терапия появился в Англии, ввёл его английский врач и профессиональный художник Адриан Хилл (1895-1977). Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самосознания. Методы арт - терапии - это путь к открытию уникальной индивидуальности.
Арт - терапия в ДОУ- это целый комплекс методов познания мира через искусство и творчество.
Цель: формирование жизненного тонуса и выстраивание гармонии с окружающим миром. Дети становятся более способными для обучения и умения общаться друг с другом и взрослыми.
В детском саду для каждого возраста используются свои методы арт-терапии : для малышей более примитивные, но от этого их значимость не меньше, а для детей старшего возраста упражнения более сложные.
Существует 6 видов арт-терапии в педагогике : изо-терапия, музыко-терапия, библио-терапия, которая включает в себя и сказкотерапию, драмо-терапия, танцевальная терапия, куклотерапия. А в психологии 8:
1. Танцевальная терапия
2. Терапия изобразительной деятельностью (рисунок, коллаж)
3. Сказкотерапия (библиотерапия)
4. Музыкотерапия
5. Куклотерапия
6. Работа с пластическими материалами - техники лепки, скульптура, гончарство
7. Песочная терапия
8. Мандалотерапия
Терапия решает множество задач очень гуманным и безопасным для человека способом:
1. Социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств. Возможно выразить негативные чувства без вреда для себя и окружающих. Особенно хорошо подходит для этих целей лепка.
2. Облегчает процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода. Терапия может использоваться как вспомогательная техника в лечении как психологических, так и соматических проблем, например, при болезнях сердца, когда нужно преодолеть тревожность пациента, после перенесённого инфаркта.
3. Предоставляет богатый материал для психодиагностики. Абсолютно всё, что использует человек для творчества, интерпретируется психологом, а в дальнейшем и самими пациентом: вид терапии, материал, цвет, расположение рисунка на листе, размер скульптуры, даже невозможность что-то изобразить, каждая деталь, имеющая отношение к творческому процессу — всё это материал для диагностики.
4. Проработка подавленных мыслей и чувств. В процессе творчества все вытесненные, затаённые чувства начинают осознаваться клиентом.
5. Контакт терапевта с клиентом. Особенно это помогает в работе с детьми.
6. Развитие самоконтроля.
7. Концентрация на ощущениях и чувствах.
8. Развитие творческих способностей. Как пассивная, так и активная формы арт-терапии развивают креативное мышление и повышают чувствительность к искусству.
9. Повышение самооценки.
Эмоции - центральные психические функции дошкольного периода развития, в работе с детьми уместно использовать и кинотерапию, где при помощи роликов и кинофильмов ребенок получает удовольствие и проживает эмоции. А также используется фототерапия - создание или восприятие фотографических образов, дополняемое обсуждениями и различными видами детского творчества.
Итак, материалы арт-терапии безграничны; работая, дети не задумываются о конечном результате, они получают удовольствие от самого процесса, поэтому арт-терапия так эффективна.
Сочетая в работе с детьми разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это помогает детям наладить взаимодействие и достичь желаемого результата.