А А Кайшенова
Арт-терапия как средство преодоления склонности к виктимному поведению подростков
▼ Скачать +Заказ
Как одно из эффективных средств преодоления склонности к виктимному поведению подростков рассматривается технология арт-терапии, которая, как показано в ряде исследований (Л. Д. Лебедевой, А. И. Копытина и др., способна выступать мощным как коррекционным, так и развивающим средством.
Термин «арт-терапия» (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом в 1938 году при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях.
Публикация «Арт-терапия как средство преодоления склонности к виктимному поведению подростков» размещена в разделах
В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество.
Исследования, проведенные под руководством Л. Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные психолого-педагогические задачи.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
В сфере снижения склонности подростков к виктимному поведению предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет не только работать с более широким кругом клиентов, но и группа сверстников для подростков является своеобразной моделью социума, взаимодействие с которым вызывает у объекта терапии проблемы.
Значение арт-терапии в подростковом возрасте как средства снижения склонности к виктимному поведению можно обосновать функциями, которые выделил М. Либман. По мнению ученого групповая арт-терапия :
• позволяет развивать ценные социальные навыки;
• связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
• дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
• позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
• повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
• развивает навыки принятия решений;
• предполагает особую «демократическую» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;
• во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым «нормам» .
В процессе арт-терапии используется не только изобразительная деятельность, но зачастую используются и музыка, движения, сочинение историй.
Список литературы
1. Копытин, А. И. Арт-терапия для детей и подростков [Текст]/А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - 2-е стереотип. - М. : Когито-Центр, 2010. - 197 с.
2. Кулаков, С. А. На приеме у психолога – подросток [Текст] : Пособие для практических психологов/С. А. Кулаков. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - 350 с.
3. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании : [Монография]/ Л. Д. Лебедева. - СПб. : ЛОИРО, 2001. - 320 с.
4. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебник для вузов/А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 583с.
5. Малиновский, Б. К. Социология детства. Сборник статей [Текст]/ Б. К. Малиновский. – М. : Русский институт: Европа, 2005. – 426 с.
6. Liebmann, M. Art therapy for Groups : a handbook of themes, games and exercises [Text] / M. Liebmann. - Cambridge, Boston & London : SHAMBALA, 2003. P. 40-46.