Филатова
Арт-терапия как средство коррекции психо-эмоциональных состояний дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд титульный
Добрый день, я, Филатова А. О,воспитатель МБДОУ №30, имею первую квалификационную категорию. Тема моего выступления: «Арт-терапия как средство коррекции психо-эмоциональных состояний дошкольников»
2 слайд ФГОС
В федеральном государственном образовательном стандарте указано, что воспитатель обязан обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.
Л. Выготский писал «Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего – ребенка»
Слайд 3
Публикация «Арт-терапия как средство коррекции психо-эмоциональных состояний дошкольников» размещена в разделах
Считаю, что проблема эмоционального благополучия детей в семье и дошкольном учреждении, развитие его эмоциональной сферы является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Арт-терапии в ДОУ направлена на развитие, коррекцию эмоционального состояния, воспитание и социализацию ребенка.
Кроме того арт-терапия - это комплекс психологических методов познания мира через творчество, искусство и игру: рисование, лепку, музыку, литературу, театральную деятельность и сказки. (можно так оставить)
Слайд4
Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, гиперактивность или длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно принимать решение и справляться с трудностями, ощущение собственной неполноценности и многое другое осложняют жизнь ребёнка как в семье, так и в коллективе сверстников.
Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, доступной и простой является арт-терапия.
Слайд5
Арт – терапия:
- помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру,
- помогает легче прожить период адаптации– снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени,
- развивает сенсорные способности ребенка - ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности, обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность;
- арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;
Слайд6
Основные, самые простые и доступные виды арт-терапии, используемые в нашем детском саду:
-изотерапия (нетрадиционное рисование, лепка, конструирование из природного материала)
-музыкотерапия
-сказкотерапия
-игротерапия
-песочная терапия
Эти виды арт-терапии просты тем, что занятия с использованием этих методов можно адаптировать под любой дошкольный возраст. Они не требуют какой-то сложной технической подготовки, доступны и применимы для каждого педагога.
Слайд 7
Любая методика, технология должна придерживаться принципов:
Все должно быть изначально просто и понятно, чтобы не возникло чувство страха невыполнимости тех или иных действий.
Использование широкого выбора цветовой палитры карандашей или фломастеров, яркий, красивый, добротный материал, используемый на занятии, привлечет внимание ребенка, вызовет интерес и радость.
Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что их руки еще недостаточно развиты, они неловкие и неуклюжие. Часто отсутствие или несформированность этих умений расстраивает ребенка. Необходимо подсказать, помочь как нужно правильно выполнять определенное действие, но, ни в коем случае не критиковать.
Слайд8
Практически каждый ребёнок (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Слайд9
Музыкотерапия
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Музыкотерапия способствует:
-Повышению иммунитета детей
-Снятию напряжения и раздражительности, головной боли
-Восстанавлению спокойного дыхания
В свое работе мы используем музыкотерапию также в режимных моментах. Например, утром при приеме детей, включаем добрые песни с хорошим текстом. Что способствует смягчению травмы отрыва от родителей и создает благоприятную дружелюбную обстановку, создавая ощущение и настроение, что детский сад – это второй дом. Для расслабления, снятия эмоционального напряжения и погружения в дневной сон мы используем мелодичную классическую музыку или современную релаксирующую музыку со звуками природы. Нежную легкую радостную музыку мы используем в момент пробуждения детей от сна. Это позволяет легче и спокойнее переходить из состояния покоя к активной деятельности. (нужно или ненужно)
Слайд12
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности:
– Рассказывание сказки.
– Рисование сказки.
– Сочинение сказки.
– Изготовление атрибутов сказки
– Постановка сказки, показ родителям на праздниках
Слайд 13
Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения
Слайд 14
Эффективность игры связывают ее с тем, что в процессе игры ребенок почти всегда находится в хорошем настроении, не воспринимает такое занятие как что-то вредоносное или неприятное для него. И именно в таком состоянии малыш наиболее открыт к взаимодействию.
В игротерапии мы используем различные виды игр: подвижные, театрализованные игры, сюжетно-ролевые, игры с песком, водой и др.
Мы стараемся чаще приобщать детей к играм –драматизациям, сюжетно – ролевым играм, где дети играют сами, используя мимику, интонацию и пантомиму. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх –драматизациях дети лучше раскрепощаются, и в дальнейшем лучше идут на контакт.
Слайд 15
Песочная терапия
Игра в песке даёт средства для разрешения конфликтов и передачи чувств.
Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребёнок сам придумывает, о чё м они говорят или что делают: иногда он может пригласить присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех случаях ребёнок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссёром мини - сценки, разыгрываемой на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет: персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребёнка чувства и мысли.
Слайд16
Игрой с песком не нужно руководить. Взрослый выполняет всего лишь роль зрителя. Это активное присутствие, а не руководство процессом. Положительная энергетика ребёнка, которая высвобождается во время игры, оказывает положительное влияние на развитие личности и последующее обучение дошкольников.
Слайд 17
В результате применения интегрированных методов арт-терапии как в групповой, так и в индивидуальной форме работы, нами наблюдаются следующие позитивные изменения у дошкольников : улучшение поведения, повышение самооценки, дети стали менее агрессивными, научились выражать свои чувства, делиться впечатлениями и переживаниями друг с другом, договариваться и позитивно взаимодействовать друг с другом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!