Екатерина Леонидовна
Арт-терапия как направление психолого-педагогической помощи детям
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия как направление психолого-педагогической помощи детям
В последние годы благодаря многолетним исследованиям Института коррекционной педагогики РАО РФ было установлено, что вступающие в жизнь новые поколения физически и психически более ослаблены, чем предыдущие. Этому способствуют: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятная экологическая ситуация, курение, алкоголизм, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и т. д. В настоящее время многие дети – воспитанники детских садов и учащиеся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера.
Публикация «Арт-терапия как направление психолого-педагогической помощи детям» размещена в разделах
Для оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии используются различные виды терапевтического воздействия: терапия отвлекающими впечатлениями, терапия занятостью, трудовая терапия, индустриальная терапия и др. Как самостоятельная область теоретического и практического знания арт-терапия обособилась примерно в 30-е годы XX столетия. Арт-терапия, или терапия искусством, использует научные и прикладные результаты исследований в образовательных, воспитательных, коррекционных и терапевтических целях развития личности детей, что позволяет более успешно решать вопросы, связанные с адаптацией в современном мире.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра)1.
Так, работа с красками, лепка являются не только безопасными способами снятия напряжения, но и способствуют самовыражению, «выходу» агрессивных чувств в социально приемлемой манере, формированию представлений о форме предмета, ориентировке в пространстве бумажного листа и т. д. По цвету работы, выполненной ребенком в определенный отрезок времени, можно определить состояние его нервной системы, эмоциональный настрой, физическое состояние внутренних органов.
Таким образом, рисование в арт-терапии рассматривается как специальная техника, позволяющая осуществлять балансировку физического, психического и эмоционального состояния ребенка посредством выбора адекватных методов оздоровления, психологической коррекции, социальной терапии, а также психотерапевтических процедур. Современный ребенок, где бы он ни жил, во время рисования выражает свое раннее восприятие окружающего мира. Для детского психолога рисунок остается важнейшим продуктом детской деятельности, который позволяет получить представление о том, что малыш не может выразить словами. Ребенок рисует не предмет сам по себе, а свое представление о предмете. Рисунки детей представляют собой изображение, а не воспроизведение. Они выражают внутренний, а не визуальный реализм. Рисунок характеризует прежде всего самого ребенка, а не предмет как модель.
Рисунки используются как диагностический материал для выявления индивидуальных особенностей детей. Их преимущество состоит в том, что рисунок доступен в любых условиях, т. к. для его проведения достаточно карандаша бумаги. Кроме того, рисуночные тесты наиболее близки детям. Ребенку легко понять инструкцию. Для выполнения рисуночного теста не нужен высокий уровень развития речи. Они применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно.
Еще в начале XX века использовалось задание «нарисовать фигуру человека». Тест «Нарисуй человека» позволял оценить уровень умственного развития независимо от уровня усвоенных ребенком знаний и умений, а также навыков рисования. Кроме того, рисунок выявляет особенности индивидуальных психологических свойств ребенка, его мироощущения, характера, самооценки. Изображая человека, ребенок неосознанно идентифицирует себя с ним и наделяет его чертами своего внутреннего мира. В рисунке отражаются неосознанные импульсы и переживания. Однако необходимо отметить недостаток рисуночных тестов: они не позволяют количественно измерять оцениваемые психические свойства.
В зависимости от проблемы индивида используют различные способы художественного действия. Так, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности пластилина используется при работе с детьми, пережившими какие-либо травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. Пластические материалы подходят при работе с детьми, имеющими выраженную агрессивность, фобии. С гиперактивными и расторможенными детьми рекомендуется использовать клеевую технику, рисование по стеклу, которые в большей мере способствуют «алгоритмизации» их художественной деятельности.
Занимаясь с замкнутыми, эмоционально тревожными детьми, желательно использовать материалы и художественные техники, позволяющие работать на больших форматах бумаги, доске, асфальте при этом целесообразно применять кисти больших размеров, валики, что задействует максимальное количество различных групп мышц тела. 2
В арт-терапевтической работе для преодоления проблем ребенка наряду с общепризнанными арт-терапевтическими техниками (серийное рисование, спонтанные рисунки и др.) рекомендуют использовать нетрадиционные художественные техники рисования (рисование пальцами, ладошкой, нитками, с помощью соли, рисование под музыку, методом напыления, оттиск пробкой, пенопластом, монотипия, кляксография и др., которые приемлемы для развития детей.
Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Использование нетрадиционных техник позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый ребенок может выбрать ту технику, которая ему больше нравится.
Примечания
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Академия, 1997. – 432 с.
2. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / М. А. Поваляева. – Ростов на / Д: Феникс, 2006. – 349 с.