Елена Красильникова
Арт-терапия как метод психологической коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Aрт - терапия как метод психологической коррекционной работы.
Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу [1].
Публикация «Арт-терапия как метод психологической коррекционной работы» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия [3].
Арт-терапия — метод, удивительным образом подходящий для работы с детьми. Говоря о самоисцеляющих процессах, происходящих с человеком в ходе арт-терапии, необходимо проанализировать условия, в которых эти процессы становятся естественными, спонтанными, идущими от природы человека, обусловленными его истинными побуждениями. Для этого надо вернуться в самое начало — к тому моменту, когда ребенок только начинает рисовать [5].
Развитие детского рисования разделяется на доизобразительный («период марания и каракулей») и собственно изобразительный периоды. Доизобразительный период начинается с того момента, когда случайные движения ребенка приводят к получению «следов», на которые малыш обращает внимание и затем пытается повторить.
Ребенку вкладывают в кулачок фломастер, карандаш или ручку, редко — кисточку, и направляют детские манипуляции на получение изображений на листе бумаги. Какой бы след на ней ни остался (точки, закорючки, мазки, родители восхищаются своим чадом, умиляются его «творчеством». Пусть даже их малыш испачкает руки, лицо, одежду, стол и продлится это развлечение совсем недолго — происходящее будет принято близкими с одобрением, вызовет у них положительные эмоции.
Первые рисунки, независимо от их внешнего вида, часто сохраняются. Рисунки ребенка более старшего возраста сохраняются в том случае, если они получились удачно, то есть аккуратно, относительно ровно и похоже на задуманное [4].
Дети растут, познают мир. Закономерно усложняются их рисунки — по форме, содержанию, композиции. Постепенно изменяется отношение ребенка к своему рисунку, появляется критичность.
По мере того как дети взрослеют, родители ожидают от них все больших успехов. Соответственно возрастает напряжение ребенка, связанное с реакцией взрослого на продукт его деятельности, возрастает напряжение родителей, связанное с ожиданием успехов их чада. Если сравнивать данную ситуацию с описанном выше первоначальной, то становятся очевидными различия между ними: «стремление сохранить рисунок — обесценивание», «принятие — критичность», «одобрение результатов — отказ от рисования», «успешность — напряжение». Эти изменения, кирпичик за кирпичиком, выстраивают стену самоограничения, создают основу для формирования механизмов психологической защиты.
Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей. Возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий: «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями», «я не избегаю неудачи, а стремлюсь к успеху». В ходе взаимодействия с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться с взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают». Поскольку контроль отсутствует, детям не приходится осваивать новые способы поведения, и на место утративших актуальность механизмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками: «я получаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила, так как их нарушение помешает мне получать удовольствие от занятий» [5].
Рефлексивный анализ арт-деятельности детей осложнен их возрастными особенностями, а также особенностями, обусловленными проблемой, с которой ребенок пришел к арт-терапевту: как правило, это слабая дифференциация эмоций и чувств, ограниченный словарный запас, социальные страхи, механизмы психологической защиты. Поэтому задания, подбираемые психологом, должны быть таковы, чтобы коррекция проходила в обход функций контроля и осознания. То есть для того, чтобы изменения произошли, от ребенка требуется только одно — быть активным в меру его возможностей. Сами условия, задания и взаимодействие с арт-терапевтом помогут определить направление творческой деятельности, выбрать материалы, запустить механизм самоисцеления.
И процесс, и результат отличаются от того, к чему стремится ребенок в ходе присвоения функций рисунка (а фактически — в ходе развития и социализации) и на что ориентируют ребенка взрослые в процессе воспитания и образования. Ребенок не боится испачкаться, выйти за рамки листа и измазать стол (а по сути — нарушить традиционные барьеры активности). Тем не менее, ситуация «здесь и сейчас» не причиняет вреда ни ему самому, ни кому-то в окружении, она вполне укладывается в приемлемые социальные рамки [2].
Когда ребенок может быть активным в обход социальных норм, прививаемых ему с раннего детства, он становится менее тревожным и уязвимым, происходит снижение контроля и требований к результатам своих действий, и он просто получает удовольствие от своей активности. Без оценок, поправок, направлений со стороны взрослого. Только принятие и поддержка.
Коррекционно - развивающие арт-терапевтические занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Данный цикл занятий составлен для детей с искаженным, негативным представлением о себе, неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, страхами. Дети, которые, испытывая собственную слабость, постоянную фрустрацию, реагируют на окружающие события с помощью сложившихся механизмов защиты: агрессии, отказа от общения, демонстративности.
Показания к прохождению данного цикла занятий заключены в задачах, которые решаются с помощью его содержания:
• снятие эмоционального напряжения;
• коррекция механизмов психологической защиты - демонстративности, негативизма, агрессии;
• коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
• развитие ощущения собственной значимости;
• формирование способов эффективного взаимодействия детей (умений договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
• знакомство с основными эмоциями человека;
• развитие умения контролировать свои действия;
• развитие воображения. Используются методы игры и арт-рисования.
Место проведения занятий: оборудованное помещение, удобное для групповой работы.
Частота встреч: 1 раз в неделю.
Продолжительность: 40-80 минут
Состав группы: 4-5 человек одной возрастной группы.
Описание и фото нескольких занятий.
«Разноцветное настроение»
Графическое задание «Лучи солнца»
Первое изозадание, настраивает детей на дальнейшую изобразительную деятельность, снимает напряжение от неизвестности.
Упражнение в парах «Портрет на полу»
Автопортреты получаются разными, в них ярко прослеживается индивидуальный стиль автора:
• рисунки робкого ребенка, как правило, состоят из тонки, едва заметных линий, в некоторых местах стертых от случайных прикосновений, но потом не подправленных, не восстановленных;
• гиперактивные дети часто широкими густыми меловыми штрихами закрашивают весь контур;
• дети, склонные к демонстративности, украшают свой портрет множеством деталей: бантиками, пуговицами, карманами;
• дети с очень низкой самооценкой и негативным отношением к себе не прорисовывают лицо, даже после обращения внимания на это;
• тревожные дети (часто из семей с гиперсоциализированным стилем воспитания) обычно выправляют контуры, тщательно прорисовывают элементы, делая изображение аккуратным.
«Наше чувство и настроение – грусть»
Диагностическое задание «Рисунок в круге»
Это задание - «маркер». Ребята рисуют «Грусть». Надо подготовить листы ватмана АЗ, на которых простым карандашом нарисована окружность. Для рисования предлагается гуашь, акварель. Часто дети не удерживают инструкцию и, вместо того чтобы рисовать на определенную тему, изображают что-то свое, навеянное формой окружности. Это не только не возбраняется, но и приветствуется. По завершении рисунка ребенок дает ему название в меру своих возможностей рассказывает о нем.
Задания на создание ситуации успеха: «Игра с сухими листьями»
«Наше чувство и настроение - радость»
Задание на создание ситуации успеха «Колпачок клоуна»
«Наше чувство и настроение - страх»
На занятии с дошкольниками используется игрушка Страшилка.
Стимулом к рисованию страха зачастую служит дальнейший «ритуал уничтожения страхов». И те дети, которые до этого отказывались рисовать, активно подключаются к остальным.
«Ритуал уничтожения страхов».
По ходу рисования и по его окончании происходит работа с рисунком по методике А. И. Захарова. При поддержке психолога ребенок изменяет рисунок так, чтобы его содержание стало безопасно.
Ритуал уничтожения страхов увлекает детей. Они начинают рисовать страхи еще и еще. Некоторые дети сильно возбуждаются, топчут рисунки ногами, кричат, бранятся. Не надо им запрещать это делать, но важно следить, чтобы они не мешали остальным и не «заражали» их этим поведением. Необходимо позитивно прокомментировать такие действия другим детям, чтобы избежать шуток или недоумения. Обычно после таких действий происходит разрядка, и, начиная со следующего занятия, поведение этих детей постепенно меняется в конструктивную сторону, становится значительно спокойнее.
Задание на выражение эмоций и преодоление страха «Рисуем страшную маску».
Данный цикл занятий проводился с детьми старшего дошкольного возраста с высоким уровнем тревожности.
Используемые методики на выявление уровня тревожности:
1. Модифицированная методика цветовой диагностики О. А. Ореховой «Домики»
2. Тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.
3. Анкета для родителей «Определения уровня психического напряжения»
Список используемой литературы.
1. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. Спб., 2002.
2. Лебедева Л. Д. Арт-терапия: креативное пространство / Вестник практической психологии образования. №2 (3). 2005. с. 25-29.
3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - Спб., 2008.
4. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.
5. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2007.
6. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб. : «Речь», 2006. (Практикум по психодиагностике).