Ольга Валерьевна Шабашная
Арт-терапевтические упражнения и техники для взрослых
Создание картины неудач
Создать из подручного материала (открытки, старые фломастеры, ленты,
фантики и пр.) цельную картину прошлых неудач, того, что давно пора
выбросить. Созданную композицию поблагодарить за полученный опыт и
уничтожить, лучше образцово-показательно, например, сжечь.
Сочинение сказки
Сочинение сказки о герое, преодолении препятствий, получения заслуженного
вознаграждения (подсознательно герой сказки имеет много общего с автором)
Каляки-маляки
Нарисовать полностью абстрактные каляки-маляки, которым потом дать
Публикация «Арт-терапевтические упражнения и техники для взрослых» размещена в разделах
характеристику, найти там пугающие и ресурсные (помогающие) фигуры.
С закрытыми глазами
Рисование, лепка с закрытыми глазами, вкладывая все, что «накипело»
Рисование нерабочей рукой.
Рисование нерабочей рукой или вообще ногой, часто появляется у клиента что-
то новое в чувствах, то ли вскрываются прошлые давно скрытые страхи, то ли
возникают новые образы, зовущие к будущему.
Создание коллажей
Создание коллажей желаний или по другой заданной психологом теме.
Упражнение с цветами.
Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который
Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее
предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка,
используя оба эти цвета.
1. Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению
составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью
абстрактный или вполне конкретный рисунок.
2. Выберите цвета, которые, по вашему мнению, выражают Вашу личность или
Ваш характер и создайте с их помощью композицию.
3. Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши
негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.
Упражнение с каракулями.
1. Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по
поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и
развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш)
и написание короткого рассказа (комментария).
2. Заведите «дневник каракулей» в отдельном блокноте для рисования. Ведите
его строго определённый промежуток времени. (Один рабочий день, неделя)
Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока
«эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей.
Упражнение с чернильными пятнами
Эти упражнения арт-терапии продолжают и развивают идею знаменитого теста
Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного
материала Вы будете создавать свои собственные абстракции и анализировать
их, что гораздо интересней!
Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине
плотного листа ватманской бумаги. Затем сложите бумагу пополам и прижмите
сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверните лист
бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок.
Сделайте серию таких «пятен Роршаха», используя разные цвета, а затем
попытайтесь описать свои рисунки, дав каждому из них название и
характеристику.
Упражнения с глиной, воском, тестом или пластилином
1. «Вылепите свою проблему»
2. «Поговорите» с ней, высказав ей всё, что хотите,
3. трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите.
Сделайте отпечаток своей руки, ступни, разных предметов
1. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного
материала
2. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно
Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий
установленный срок времени.
Упражнение «Автопортрет в натуральную величину»
Это единственное упражнение арт-терапии, которое нельзя сделать в одиночку
— Вам понадобится партнёр и. очень большой лист бумаги.
Вы должны лечь на этот лист, чтобы партнёр мог обвести Вас по контуру
Вашего тела.
После этого вы создаёте «Образ самого себя». Дорисовываете. Раскрашиваете
так, чтобы объяснить своим рисунком: что же происходит внутри Вас, как по
телу текут «энергетические токи», как чувствуют себя различные части Вашего
тела, какого они цвета.
Упражнение «Маски»
Цель: Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и
состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения без
оценочно относиться друг к другу.
На заранее заготовленных трафаретах масок нарисовать те лица, какими
Вы бываете, и те лица, какими хотели бы быть. Рассказать историю от
лица каждой маски. По окончании работы устроить выставку масок. Найти
среди всех масок похожие друг на друга маски.