Лучший педагог года

Арт-проекты как современная перспективная форма в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Елена Каргина
Арт-проекты как современная перспективная форма в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность этой темы связана с тем, что современные тенденции качественного переустройства в дошкольном образовании строятся на тех же гуманистических основаниях, что и метод проектов.

Ключевые позиции ФГОС — комплексный подход к решению образовательных задач, интеграция образовательных областей, усиление образовательного компонента в организации режимных процессов, увеличении доли самостоятельной и совместной деятельности — могут быть в полной мере реализованы через включение дошкольников в проектную деятельность.

Публикация «Арт-проекты как современная перспективная форма в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время проектная деятельность является одним из инновационных направлений организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Наиболее перспективными в работе с дошкольниками являются художественные, или арт-проекты. Именно они обеспечивают мощный скачок в общем психическом развитии ребёнка : развитие его художественных способностей, воображения, познавательной активности, образной выразительной речи, различных видов творчества.

Что ещё представляет собой арт-проект и с чем связана такая высокая результативность подобных проектов в дошкольном образовании?

Арт-проект - проект, связанный с искусством, восприятием различных его видов, их взаимодействием с различными видами детского художественного творчества. Результативность именно этого вида проектов в художественном и общем развитии дошкольников объясняется близостью природы искусства и природы ребенка-дошкольника, его возрастных психических особенностей.

Как известно, ведущий в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Воздействие различных видов искусства в их взаимодействии, взаимосвязи способствует вхождению ребёнка в мир искусства, приобщает к художественной культуре как целостному явлению.

Арт-проект, безусловно, также явление культуры, которое развивается по законам драматургии и имеет общие черты с драматургией театральной и музыкальной.

Театр погружает детей в мир прекрасного, развивает воображение, память, коммуникабельность, раскрывает их творческие способности. Все это способствует гармонизации личности ребенка. Детский дизайн в театрализованной деятельности решает, таким образом, ряд образовательных задач.

Театр – это синтез всех видов искусства.

Под музыкальной драматургией понимается последовательность этапов раскрытия драматургического замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. В соответствии с этим можно выделить основные этапы арт-проекта.

Первый этап — вступление — это этап, на котором определяется тема проекта, его цели, задачи, а также формы и методы реализации. На этом же этапе распределяются обязанности участников, определяются возможности их творческого взаимодействия, выявляются организационные моменты, к которым можно отнести создание условий для самостоятельной, исследовательской, познавательной, продуктивной деятельности детей, а так-же — вовлечение родителей в проектную деятельность.

Приступая к работе над арт-проектом русская народная сказка «Колобок», мы определили цели и задачи.

Цель: Приобщение детей к литературному, анимационному наследию, раскрытие различных сторон музыкального развития ребёнка, развитие гармоничного становления личности дошкольников, их духовной и эмоциональной восприимчивости.

Задачи:

- вызывать у детей познавательный интерес по теме;

- формирование социально-коммуникативных и речевых навыков, навыков сотрудничества;

- развитие творческих способностей в процессе знакомства с литературными и музыкальными произведениями;

- содействовать гармонизации отношений психологического благополучия между взрослыми и детьми;

- способствовать формированию интереса к книгам, к литературному произведению «Колобок», способствовать активному восприятию средствами театрализованной деятельности;

- способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные и музыкальные произведения;

- формировать умение представлять литературные образы через восприятие музыки;

- формировать умение выражать свои впечатления после восприятия литературных, музыкальных произведений в различных видах творческой деятельности;

- обогащать и расширять словарный запас детей, углублять умение выразительно читать стихотворный текст, инсценировать его;

- способствовать формированию социально-нравственных норм поведения;

- заинтересовать родителей в реализации проекта.

Перечислю формы, в которых реализовывался проект «Колобок».

- занятия по слушанию музыки, включающие ознакомление дошкольников с музыкальным произведением «Колобок»

- занятие по изобразительной деятельности детей, обеспечивающие подготовку дошкольников к воплощению в рисунках литературно-музыкального образа (рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», работа над поиском колористического решения в передаче настроения рисунка и т. д.);

- посещение школьной библиотеки (знакомство с разными по оформлению книжками сказки «Колобок»);

- занятия по речевому развитию (чтение художественной литературы, беседы, обсуждение сказки «Колобок»

- просмотр анимационных фильмов;

- театрализованные игры-занятия;

- интегрированные занятия «Мои любимые сказки», «Музыка из мультфильмов»;

- разучивание ролей (индивидуально, по подгруппам, коллективно);

- проведение дидактических игр («Кого встретил колобок», «Угадай настроение музыки», «Три танца», «Узнай сказку»);

- выставка творческих работ детей и родителей по сказке «Колобок»;

- постановка музыкальной сказки «Колобок»

Методы, используемые в реализации данного арт-проекта :

-выразительное исполнение литературного и музыкальных произведений;

- практические действия;

- наглядные средства.

На этом же этапе были распределены обязанности участников, возможности их творческого взаимодействия.

На втором этапе, который можно назвать экспозицией проекта, проводились запланированные занятия с детьми, способствующие и нацеленные на восприятие детьми содержания проекта в различных видах искусства: музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе, театре.

На занятиях по музыке дети накапливали слуховые впечатления, упражнялись в умении слышать и различать разные эмоциональные состояния, передавать их движениями, жестами, мимикой. Использование дидактических игр делало эти занятия интересными и увлекательными.

На занятиях по развитию речи знакомились с литературным произведением, развивали четкую ясную дикцию, работали над артикуляцией.

Прежде, чем приступить к игре-драматизации, мы с детьми готовили декорации : дом, забор, деревья.

На занятиях по изобразительной деятельности знакомились с иллюстрациями различных художников к сказке «Колобок».

Дети сами раскрашивали дом, деревья. Для их оформления

дети обучались средствам нетрадиционных технологий изобразительного творчества. Одной из технологий является аппликация из нитий. Дети изготавливали солнышко. Эти работы выглядят оригинально, приемы работы с ними просты.

Также одной из технологий была использована пластилинаграфия и рисование пластилином с помощью шприца. В этой технике были сделаны облака и брёвна домика.

Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых элементов. Техника пластилиновой живописи уникальна, у ребенка развивается умелость рук, сила движений и подготавливает руку ребенка к письму.

Были использованы такие виды пластилинографии, как:

- прямая (изображение на горизонтальной поверхности);

- контурная ( изображение по контуру с использованием жгутиков: круглые срезы брёвен);

- мозаичная ( изображение с помощью шариков из пластилина : яблоки на дереве).

Также была использована нетрадиционная техника рисования : рисование «оттиском поролоном или губкой : листья на дереве»

Задачи:

1. Ознакомить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «оттиск поролоном или губкой".

2. Развивать эмоциональное позитивное общение, пространственное мышление.

Материалы и инструменты:

- дидактические средства - рисунок, выполненный в технике нетрадиционного рисования;

- губки для мытья посуды;

- гуашь зеленого цвета разведённая.

При оформлении декораций была использована аппликация : вырезание листьев на деревья, нарезание соломкой бумаги, сложенной вдвое : иголки для ёлки. Вырезание лепестков и серединок для цветов : оформление наличников на окнах дома.

Игровая деятельность содержала элементы театрализации: дети разыгрывали отдельные фрагменты по сюжету произведения.

В основе своей, занятия были однонаправленные, обучающие, которые являются основной для различных видов детского творчества : музыкально-двигательного, изобразительного, театрального.

Третий этап — завязка проекта — обязательно включает в себя подготовку и проведение культурного события.

Четвертый этап — разработка, развитие — активное переживание содержания проекта в творческой деятельности детей, отражение накопленных впечатлений, в различных видах детского творчества. В творческую деятельность, как правило, активно включились и родители, и педагоги дошкольного учреждения. Интересно и с увлечением готовились поделки, рисунки по теме проекта, атрибуты и костюмы к театральной постановке.

Пятый этап — развязка, итог — подразумевает проведение яркого, культурного события, главными участниками которого являются дети (музыкальная сказка «Колобок»). Этот творческий итог одновременно является и кульминацией проекта, поскольку дети передают свои чувства, переживания, реализуют творческие способности в различных видах творчества.

Арт-проект «Колобок» был реализован детьми старшей группы. Работа велась на протяжении3-х недель.

Что же даёт арт-проект всем его участникам?

Воспитанникам: гармоническое всестороннее развитие через погружение в мир различных видов искусства и художественной деятельности; активизацию познавательного импульса и творческих способностей.

Родителям: новые интересные формы взаимодействия с ребёнком, дополнительную мотивацию к совместному посещению культурных учреждений, стимулирует творческую деятельность детей и родителей (создание костюмов для выступления, создание общего «творческого продукта» на основе накопленных художественных впечатлений.

Педагогам: обеспечивает генерирование ярких художественно-творческих идей, повышение мастерства, активизацию творческих способностей всех участников проекта. Объединение педагогов общей творческой задачей благотворно влияет на общий психологический климат коллектива.

Публикации по теме:

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста Аннотация: Развитие умственных способностей детей достигается в процессе усвоения знаний. Использование развивающих игр ведет к ускорению.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Определение творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаОпределение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Определение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Для успешной образовательной и коррекционно-развивающей работы.

Фотоотчёт «Использование традиций казачества в развитии творческих способностей детей в сотрудничестве с семьёй»Фотоотчёт «Использование традиций казачества в развитии творческих способностей детей в сотрудничестве с семьёй» Родина человека – та земля, на которой он родился и живет. Земля, которая его кормит, на которой он растет и воспитывается. Наша большая.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-проекты как современная перспективная форма в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 августа 2024 в 14:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-проекты как современная перспективная форма в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Каргина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД