Елена Петрова
Конспект занятия «Армия шахматного королевства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Армия шахматного королевства.»
Цель: Закрепить знания детей о игре в шахматы.
Задачи: 1. Закрепить знания детей о шахматной доске, о шахматных фигурах, правила игры.
2. Развивать память, внимание, мышление.
3. Воспитывать умение соблюдать правила игры.
Ход занятия.
Воспитатель с детьми заходят в зал и встают в круг.
Публикация «Конспект занятия „Армия шахматного королевства“» размещена в разделах
- Армия. Конспекты занятий на тему «Наша армия»
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как сегодня много у нас гостей. Давайте поприветствуем их! (Дети здороваются с гостями.)
Молодцы! А у меня есть для вас кое- что интересное! Воспитатель показывает видео-обращение шахматного короля. Посмотрите на экран.
На экране появляется изображение шахматного короля.
Воспитатель: что изображено на экране?
Дети: Шахматный король.
Воспитатель: правильно, это шахматный король. Он приглашает вас вступить в ряды его армии! Вы согласны? (Да, Тогда нам необходимо пройти подготовку и сдать экзамен! Готовы? (Да). Но для начала расскажем с вами гимн шахматной игре!
Дети рассказывают стихотворение.
Они сильнее многих увлечений,
В них места нет ни скуке, ни тоске,
Ведь происходит столько приключений
За пять минут на шахматной доске!
Вся в квадратах- белых, черных- деревянная доска,
А ряды фигур точеных- деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера,
Дети в шахматы играют- гениальная игра!
Воспитатель: молодцы! Теперь мы готовы начать нашу подготовку. Проходите на стулья. (Дети походят на стулья).
Воспитатель: Ребята, шахматный король приготовил для вас первое задание. Вам необходимо отгадать загадки.
Отгадывание загадок про шахматы.
1. Стою на самом краю, путь откроют- пойду.
Только прямо хожу, как зовут не скажу. (ладья)
2. Не живет в зверинце, не берет гостинцы,
По косой он ходит, хоботом не водит. (слон)
3. В начале боя встали в ряд все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый ход свершают, то через клеточку шагают.
Потом по клеточке одной едят врагов лишь по косой.
Они назад не отступают и в бой их первыми пускают. (пешки)
4. Хоть и важная фигура, но трусливая натура,
И ходит лишь на клеточку одну.
Других фигур работа- лишь на него охота.
Его поймаю и закончу я игру. (король)
5. Самый храбрый – это я! Самый сильный- это я!
Хожу, как слон и как ладья, и нет преграды для меня! (ферзь)
6. Он не цокает конечно, но легко перешагнем
Через ряд фигур и пешек этим шахматным (конем)
Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием нашего короля. Следующее задание называется «Волшебный мешок.» В нем лежат шахматные фигуры. Ваша задача на ощупь определить что это за фигура.
Игра «Волшебный мешочек»
Воспитатель подносит каждому ребенку мешок с фигурами. Ребенок должен засунуть руки выбрать фишку и определить что это за фигура
Воспитатель: Покажи мне ее на доске. (на экране перед ребенком появляется изображение шахматной доски с расставленными в разброс фигурами. Ребенок должен отыскать и показать свою фигуру.)
Молодец! Поставь ее на доску туда, где она должна стаять в начале игры.
Перед ребенком стоит шахматная доска. Ребенок должен поставить фигуру на ее место и сесть на место. Игра повторяется каждым ребенком.
Воспитатель: молодцы! Вы все справились. Нам пора отправляться на тренировочное поле. Но для начала мы немного отдохнем. (дети встают в круг)
Воспитатель: разомнемся немного.
Физминутка.
Ну-ка пешки поиграем.
Головой мы по вращаем вращение головы
В право- влево, а потом повороты корпуса
Наши ножки разомнем. приседание
1,2,3 на месте шаг ходьба на месте
встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души, бег на месте.
за столы скорей спеши
воспитатель: вот мы и отдохнули. Нам пора отправляться на тренировочное поле. (дети подходят к столу. Перед каждым ребенком лежит шахматная доска, набор фигур.)
Воспитатель: пред каждым стоит шахматное поле. Наш король интересуется как вы умеете быстро находить нужные клетки. Я называю букву и цифру, а вы должны быстро отыскать клетку и поставить на нее пешку, кто сделал поднимает руку. Очень важно сделать это быстро,но правильно! Готовы? (Да). Тогда начнем.
Воспитатель называет букву и цифру. например: А5,В8, G4, h7 и т. д.
Воспитатель: Давайте, сейчас каждый из вас проверит поле своего соседа. (Дети самостоятельно проверяю правильность выполнения задания.)
Молодцы! Все справились с таким сложным заданием.
Воспитатель: А теперь еще одно задание!
Игра «Кто быстрей расставит шахматные фигуры.»
Дети должны на перегонки расставить на поле шахматные фигуры.
Посмотрим кто из вас быстрей и правильно расставит все шахматные фигуры. (дети по сигналу начинают расставлять фигуры)
Воспитатель: отлично! Теперь давайте проверим с помощью стихотворения. Ребенок читает стихотворение.
Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены наши славные слон.
И еще два поля есть, а на них король и ферзь.
А теперь без спешки идут на место пешки.
Воспитатель: У всех правильно? Молодцы!
Вот и настало время для последнего экзамена! Выходим и встаем круг. Я буду кидать вам мяч и задавать вопрос, а вы должны кидая мяч мне обратно дать ответ на него.
Игра «Вопрос- ответ.»
(воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно, отвечая на вопрос полным ответом.)
Вопросы: - как обозначаются поля на шахматной доске? (цифрами,буквами)
- на каких линиях располагаются белые и черные войска перед началом сражения? (белые на 1,2, черные на 7,8)
- как ходят пешки? (только на одну клетку вперед)
- как рубят пешки? (по диагонали)
- как ходит слон? (по диагонали на много клеток)
– как рубит ладья? (только по прямой на много клеток)
– как ходит король? (в любом направлении, но на одну клетку)
- как называется позиция когда король под ударом, но ему есть куда убежать? (шах)
-при какой позиции игра заканчивается (шах и мат)
- как называется действие где меняются местами ладья и король?
(рокировка)
Воспитатель: Молодцы! Экзамен сдан! Теперь вы все можете служить в армии шахматного короля. Король приготовил для вас медали!
(воспитатель одевает детям на шеи медали с изображением пешки)
Воспитатель: Скажите пожалуйста, какая шахматная фигура изображена на медалях? (пешка)
Воспитатель:А как вы думаете по чему? (потому что пешка, дойдя до конца стороны противника, превращается в ферзя).
Воспитатель: Правильно, а теперь скажите, что вам больше всего сегодня понравилось? (ответы детей).
Молодцы! Я очень рада что все вы стали частью шахматной армии. Ну а теперь нужно сказать гостям до свидания и идти в группу.
Дети говорят до свидания и уходят.