Ирина Мальчикова
Аппликация «Полотенце с удмуртским орнаментом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе.
Аппликация «Полотенце с удмуртским орнаментом»
Автор: Мальчикова Ирина Леонидовна
педагог дополнительного образования
Форма работы: по подгруппам
Цель: Формировать интерес к удмуртскому прикладному искусству, истории родного края
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умения разрезать полоску бумаги на квадраты (на глаз);
- Способствовать умению разрезать большой квадрат на четыре маленьких;
- Обогатить представление детей о истории удмуртского народа.
Публикация «Аппликация „Полотенце с удмуртским орнаментом“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Орнамент и узоры
- Орнамент, узоры. Аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Удмуртия, мой край
- Темочки
Развивающие:
-Формировать чувство формы и цветоощущение;
- Продолжать развивать мелкую моторику рук;
- Способствовать развитию глазомера.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к истории родного края, его традициям.
Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: Поиск и изучение литературы по данной теме, беседа с детьми о Удмуртии.
Оборудование и материалы: образцы полотенец с удмуртским орнаментом, проектор, ноутбук, экран, заготовки для занятия: по 4е длинных черных полоски (шириной 5мм, красная полоска (длинной 12см, шириной 2см) и черный квадрат (3см) для разрезания на квадраты, по 4 синих круга, восьмиконечный солярный красный знак, ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, белый лист бумаги формата А4.
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте Ребята! Вам интересно, что мы будем делать сегодня на занятии? Тогда отгадайте загадку:
Если в ванной ты собрался
Брызгаться, плескаться,
Мыться в душе, руки мыть,
Шумно умываться,
В мыльной пене полежать
И в воде погреться
Не забудь с собою взять
Большое ….
Дети: Полотенце!
Педагог: Правильно! Сегодня мы будем делать с вами полотенце, но непростое.
Вы помните в какой республике мы живем?
Дети: в Удмуртии
Педагог: Молодцы! Мы живем с вами в Удмуртии, поэтому и полотенце будет с удмуртским орнаментом.
Орна мент – это узор, основанный на повторе и чередовании.
Орнамент на полотенцах удмуртов располагается по краю.
Чаще всего используются такие цвета как красный, чёрный, белый, синий. Изначально удмурты изображали простые геометрические фигуры: ромбы, треугольники, квадраты, прямые и ломанные полосы, крестики и т. п. Со временем в их орнаменте появились животные и растительные мотивы. Вышитые узоры играли роль оберегов; одни охраняли от злых духов, колдунов; другие помогали в охоте, рыбной ловле, в домашнем хозяйстве, способствовали урожаю. (В процессе рассказа детям показываются слайды и настоящие полотенца с удмуртским орнаментом)
Посмотрите ребята (педагог показывает образец готового полотенца из бумаги) в центре полотенца у нас будет восьмиконечный солярный знак. У удмуртов он означает луну - один из главных удмуртских символов. В наше время он представлен на гербе и флаге Удмуртской Республики и трактуется как, оберегающий от несчастий.
По краю мы сделаем с вами орнамент. Какие геометрические фигуры и какого цвета вы здесь видите?
Дети: Красный квадрат и синий круг
Педагог: Правильно! Но прежде чем наклеивать орнамент нужно взять черную полоску и приклеить ее на небольшом расстоянии от края, оставляя место для бахромы. Тоже делаем с другой стороны нашего листочка. Теперь берем красную полоску и режем ее с начало пополам, а за тем получившиеся две полоски каждую делим ещё на три квадрата. Возьмем три получившихся красных квадратики и два синих кружочка - раскладываем их вдоль черной полоски чередуя друг за другом начиная с квадратика. Квадратик положим так, чтобы его уголок касался края полоски. Фигурки раскладываем примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Сначала мы раскладываем фигура, а затем уже приклеиваем. Это очень важно! Снова берем черную полоску и приклеиваем её вдоль наших фигур. Все тоже делаем и с другой стороны листка.
Начинаем оформлять середину, приклеив на неё солярный знак. За тем возьмем черный квадрат и разрежем его посередине. Какие фигуры у нас получились?
Дети: Прямоугольники.
Педагог: Правильно. Что нужно сделать, что бы у нас получились квадратики?
Дети: Разрезать прямоугольники пополам.
Педагог: Молодцы! Так и делаем. Наклеиваем получившиеся квадратики как на моем образце полотенца. Осталось лишь сделать по краю бахрому. С помощью ножниц делаем надрезы по краям до черной полоски.
Педагог: Перед тем как приступить к работе немножко разомнём наши ручки.
«Моем руки»
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук)
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
(пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку)
Полотенчиком пушистым.
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем)
В процессе занятия (или по окончанию занятия)педагог рассказывает детям о роли полотенца в удмуртской истории :
«Полотенце играло не маловажную роль в жизни удмуртов. Полотенце дарили на рождение младенца. Для крещения ребенка вышивали крестильное полотенце. Его хранили всю жизни и при болезни ребенка заворачивали его в это полотенце.
Полотенце дарили дочери или сыну, которые уезжали из дома надолго и далеко. Дети берегли такое полотенце, как память о родном доме и семье
Во время свадьбы расписным полотенцем украшают дуги на сбруе лошади, которая повезёт под венец молодых. У удмуртов невеста на второй день свадьбы облачалась в особую одежду, которую носили замужние женщины. При этом на голове молодой женщины была чалма - длинное, широкое полотенце с особым орнаментом на обоих концах.
Полотенца использовались не только для ежедневного ношения, но и для украшения избы во время праздников и свадеб.
Полотенца в старину так ценили, что нередко расплачивались ими за работу или покупку».
Рефлексия:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам было трудно при выполнении вашей работы?
- Как вам кажется, вы справились, у вас всё получилось?
Педагог: Я тоже считаю, что вы очень хорошо потрудились и справились с поставленной задачей. Ведь у вас получились очень замечательные полотенца, которые так радуют глаз.