Кушу Ирина Муратовна
Анализ результатов деятельности МБДОУ за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: подведение итогов деятельности педагогического коллектива за 2022-2023 учебный год; определяющих факторов, влияющих на качество итоговых результатов, объединение усилий педагогического коллектива детского сада для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, объективная оценка результатов педагогического процесса.
В ДОУ функционирует 15 групп:
- 4 ясельные группы (1,5-3 года)
- 4 младшие группы (3-4 года)
- 2 средние группы (4-5 лет)
- 2 старшие группы (5-6 лет)
- 3 подготовительные группы (6-7 лет)
Публикация «Анализ результатов деятельности МБДОУ за учебный год» размещена в разделах
Посещают ДОУ – 247 детей.
Педагогическими кадрами ДОУ укомплектовано. Всего в ДОУ 25 педагогов, из них 5 специалистов, при анализе состава педагогических кадров было выявлено:
-возрастная категория:
20-30 лет - 3 педагога;
30-40 лет - 9 педагогов;
40-50 лет - 6 педагогов;
50 и более – 7 педагогов.
-образование:
Высшее педагогическое образование - 14 педагогов,
из них: по профессии воспитатель – 14 педагогов
Среднее специальное образование - 9 педагогов.
Педкласс – 2 педагога.
-педагогический стаж работы:
1-3 лет – 2 педагога;
3-5 лет - 8 педагогов;
5-10 лет – 4 педагога;
Более 10 лет – 5 педагогов;
Более 20 лет - 6 педагогов;
-квалификация:
Высшая категория- 0 педагогов;
Первая категория- 13 педагогов;
Соответствие занимаемой должности - 6 педагогов;
Без квалификационной категории – 6 педагогов.
В 2022-2023 учебном году МБДОУ реализовывал основную образовательную программу, разработанную на основе Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Работа педагогического коллектива в 2022-2023 учебном году была направлена на решение следующей цели.
- создание благоприятных условий в ДОУ в соответствии с ФГОС, для полноценного проживания дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка ребенка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Работа в группах проводилась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МБДОУ на 2022-2023 учебный год.
Перед коллективом были поставлены следующие задачи:
1. «Воспитывать у участников образовательных отношений привычку к здоровому образу жизни, желание заниматься физическими упражнениями».
2. «Расширить сферу дистанционного участия родителей в образовательном процессе детского сада, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки».
3. «Совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников детского сада, повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников» :
• использование активных форм методической работы: сетевое взаимодействие, мастер-классы, обучающие семинары, открытие просмотры, проекты;
• участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства;
• повышение квалификации на курсах, прохождение процедуры аттестации.
В ДОУ создана комфортная, безопасная предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО, которые обеспечивают разностороннее развитие ребенка.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности : игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др., уголки уединения и т. д.
При построении предметно – развивающей среды в группах соблюдены принципы информативности, вариативности, полифункциональности, трансформируемости и безопасности. Предметно - развивающая среда обеспечена общим и специфическим материалом для девочек и мальчиков. Материалы и оборудование в группах используются с учетом принципа интеграции образовательных областей. Во всех возрастных группах имеются необходимые для работы с детьми: дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, игрушки, но их не достаточно и необходимо постоянное пополнение. Для организации наблюдений в уголке природы воспитатели пополнили оборудование в группах. Часть оборудования изготовлена руками воспитателей и родителей. Материалы и оборудование отвечают требованиям СанПиН, педагогическим и эстетическим требованиям, а так же требованиям безопасности.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно – гигиенические требования к пребыванию детей в детском учреждении. Согласно плану проводились медицинское обследование, педагогический мониторинг воспитанников.
В течение учебного года в соответствии с годовым планом проводился оперативный и тематический контроль групп. По итогам которого можно сказать, что в каждой группе в течение года проверялось санитарное состояние, охрана жизни и здоровья детей по инструкции охраны жизни детей, формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, организация детской деятельности в утренний отрезок времени, организация прогулок, двигательная активность детей в режиме дня, состояние уголков по художественно-эстетическому развитию.
Педагоги ДОУ большое внимание в своей работе уделяли развитию самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка раннего возраста. Педагоги создавали благоприятные условия для адаптации малышей в детском саду. Большое внимание воспитатели уделяли формированию культурно – гигиенических навыков. Все режимные моменты педагоги проводили в игровой, понятной, для детей форме с использованием различных игрушек, персонажей знакомых сказок. НОД проводили по тематическому планированию. Развитие и обучение воспитанников происходило в специально организованных играх – занятиях, в процессе которых развивали у детей познавательную активность, обогащение представления об окружающих предметах и явлениях, учили видеть некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения. Воспитатели в работе с детьми, формировали развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Большое внимание уделялось речевому развитию. Формировали первичные представления об объектах окружающего мира проводила в течение всего года: наблюдение, рассматривание иллюстраций, беседы, д/игры, чтение сказок, потешек, стихотворений, рассказов, продуктивная деятельность. Применяли игровые приёмы, игровые ситуации и художественную литературу.
Проект годового плана утвержден на первом педагогическом совете в начале учебного года.
Главная задача методической работы – создание эффективных условий для педагога и педагогического коллектива.
Методическая работа в 2022-2023 году была поставлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу дошкольного образования «Детский сад №1 «Насып» а. Понежукай. При планировании методической работы детского сада педагогический коллектив стремился отработать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед ДОУ, способствовали реализации образовательной программы дошкольного образования.
В 2022 – 2023 учебном году в методической работе ДОУ использовались следующие формы:
• педагогические советы
• открытые занятия
• самообразование
• методические консультации
• педчасы
• семинары
• административные совещания
• мастер классы
• кружковая деятельность
• конкурсы
• выставки
Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет. В 2022-2023 учебном году было запланировано и проведено два тематических педсовета и два организационных.
Для достижения высоких показателей уровня развития воспитанников и для того чтобы разнообразить и сделать процесс обучения более интересным, педагоги в своей работе использовали проектную деятельность, которая была запланирована на начало учебного года в соответствии с возрастными особенностями детей.
В течение года были реализованы два проекта:
- проектная деятельность, посвященная 100-летию государственности Республики Адыгея;
- проектная деятельность, посвященная «Дню Космонавтики».
В 2022 - 2023 учебном году педагогический коллектив совместно с воспитанниками и родителями принял активное участие в мероприятиях различного уровня:
• конкурсы регионального, городского, муниципального уровня, а также на уровне ДОУ;
• участие в концертных мероприятиях, посвященных 9 Мая, чествованию лучших педагогов Теучежского района, Дню защиты детей.
Сотрудничество с родителями:
Для скоординированной работы педагогического коллектива и родителей воспитанников мы поставили перед собой необходимость решить следующие задачи:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
В течение года в группах систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация. В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех совместных мероприятиях группы и ДОУ.
Были проведены три родительских собрания:
1. «Основные направления работы в новом учебном году : задачи, проблемы, пути решения».
2. «Обеспечение взаимодействия педагогов и родителей в вопросах оздоровления и образования детей в контексте ФГОС, определяющего новое качества образования».
3. «Итоги учебного года».
На протяжении учебного года детям и родителям была предоставлена возможность участвовать в разнообразных конкурсах, выставках, родительских собраниях и подготовке праздничным мероприятиям.
- «Моя Адыгея!» (выставка поделок, посвященная 100-летию образования РА);
- «Мы украсим ёлку в праздничный наряд» (оригинальные новогодние украшения в этническом стиле). Выставка лучших новогодних игрушек, открыток и поделок;
- выставка поделок и макетов «Дорога в космос»;
- «Нам годы эти позабыть нельзя» (выставка поделок и рисунков, посвященная Дню Победы).
В течение учебного года проводилось анкетирование родителей:
- «Оценка деятельности детского сада»;
- «Организация взаимодействия с педагогами детского сада».
Тематические досуги (праздники) с участием родителей:
- «День Матери»;
- Спортивный праздник «Веселые старты ко Дню защитника Отечества»;
- Праздник к Международному женскому дню «Моя милая мамочка».
Воспитанники Детского сада принимали участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах:
- Конкурс чтецов «Сыбзэ Сидунай», организаторы - АГТРК «Адыгея», победитель - Щербина Артем, воспитанник младшей группы «Ромашка».
- Региональный этап всероссийского конкурса экологических рисунков «Мир воды», призеры:
• Хакуз Бэлла, воспитанница первой подготовительной группы «Почемучки.
• Тетер Бэлла, воспитанница второй средней группы «Созвездие».
- Открытый конкурс Республики Адыгея «PRОКОСМОС», посвященный Дню космонавтики:
• победитель, Хачмамук Эллина, воспитанница первой средней группы «Колокольчик»,
• призер, Заремук Залина, воспитанница первой средней группы «Колокольчик».
- Патриотический флешмоб «Голоса наследников Победы», организаторы – МАУ «Редакция газеты «Теучежские вести», призеры - вокально-хоровой кружок «веселые нотки»;
Педагоги Детского сада принимали участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах:
- Всероссийский фестиваль «Праздник эколят - молодых защитников природы»;
- Международный детско-юношеский конкурс «Экология – дело каждого»;
- Международный детско – юношеский конкурс «Лучший экологический мультфильм»;
- Открытый конкурс Республики Адыгея «PRОКОСМОС», посвященный Дню космонавтики;
- Региональный этап всероссийского конкурса экологических рисунков «Мир воды»;
- Муниципальный этап всероссийского конкурса на лучшую подделку «Наши друзья Эколята», за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов;
- Муниципальный этап Всероссийского конкурса детского экологического форума «Зеленая планета - 2023»;
- Муниципальный этап всероссийского конкурса детского рисунка «Эколята – друзья и защитники Природы»;
- Муниципальный этап всероссийского конкурса на лучший «Снежный городок Эколят - 2023»;
- Муниципальный смотр – конкурс «Лучшее оформление групп, входов и территорий детских садов к Новому году «Зимняя сказка»;
- Муниципальный этап всероссийского конкурса «Воспитатель года Адыгеи» в 2023 году, воспитатель Чич З. З. - 2 место;
- Муниципальный этап республиканского конкурса «Педагог-психолог Адыгеи» в 2023 году, педагог-психолог Схаляхо С. Д. – 1 место;
- Муниципальный этап республиканского конкурса «Лучший учитель адыгейского языка и литературы» в 2023 году, воспитатель Мезужок М. П. – 1 место.
и методических мероприятиях:
- Республиканские педагогические чтения в ГБПОУ РА «АПК им. Х. Андрухаева» по теме: «Современные подходы к воспитанию и образованию: опыт, технологии, перспективы»;
Заведующая, заместитель по ВМР, и педагоги МБДОУ прошли обучение :
- По санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания (для детей дошкольного возраста)».
- в ООО «Федерация развития образования» :
• по программе дополнительного профессионального образования по теме: «Методика и ключевые компетенции педагога дошкольного образования 2022/ 2023: специфика реализации ФГОС; работа с родителями; детская безопасность; новые методические сервисы и мероприятия Минпросвещения»;
• по теме: «Здоровьесберегающие технологии как основополагающий компонент работы Минпросвещения в Год педагога и наставника»;
- Обобщение опыта работы музыкальных руководителей МБДОУ «Детский сад №1 «Насып» а. Понежукай Хабаху В. Б. и Панеш М. Р. в форме творческого отчета по теме: «Приобщение детей к музыкальному искусству через различные виды музыкальной деятельности»;
- Участие педагогов ДОУ в республиканском семинар – практикуме для работников детских садов по теме: «Проблемы обучения родному языку в условиях обновленных ФГОС».
Курсы повышения квалификации ГБУ ДПО РА «АРИПК» по теме: «Совершенствование профессиональных компетенций музыкальных руководителей ДОО в условиях реализации ФГОС ДОО». Музыкальные руководители МБДОУ «Детский сад №1 «Насып» провели методические мастерские по обмену опытом:
- Панеш М. Р., по теме: «Организация музыкальных занятий в национальном детском саду. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной музыкальной культуры адыгов».
- Хабаху В. Б., по теме: «Организация игры на детских музыкальных инструментах».
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, администрации ДОУ и родителей, а так же индивидуального подхода к каждому ребенку. Особое внимание уделяется использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие качества, умения, представления и т. д.
Анализ состояния здоровья воспитанников.
В целом прослеживается снижение заболеваемости по сравнению с предыдущими годами, снижение заболеваемости обеспечено созданием в ДОУ благоприятных условий для пребывания детей, с качественным питанием, высоким уровнем организации адаптационных мероприятий, вакцинацией, выполнением установленного режима, достаточным пребыванием детей на свежем воздухе, применение педагогами в образовательной деятельности оздоровительных технологий: двигательные паузы, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения, проведение дней здоровья, физкультурных досугов, занятия по ЗОЖ, профессиональным уровнем педагогов.
Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ по областям.
Списочный состав воспитанников МБДОУ - 247 детей
Диагностикой были охвачены – 239 детей
Диагностика проводится три раза в год – начальная, в сентябре; промежуточная, в декабре; и итоговая, в мае.
Цель мониторинга:
- определение уровня усвоения детьми младшей группы образовательной программы МБДОУ.
Задачи мониторинга:
- определить уровень усвоения детьми программного материала по образовательным областям;
- определить уровень усвоения программного материала по группе в целом (по сравнению с прошлым годом/началом года);
- оптимизировать работу с детьми, наметить направление работы по итогам мониторинга по группе в целом;
- построить образовательную траекторию развития каждого ребенка.
Методы диагностики:
- наблюдение;
- игровые упражнения;
- индивидуальная беседа;
- тестовые задания;
- беседа с родителями с учетом анкетирования.
При обследовании были использованы таблицы диагностики педагогического процесса, разработанные в соответствии с ФГОС.
Обследование проводилось по пяти образовательным областям:
-физическое развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-социально - коммуникативное развитие;
-художественно-эстетическое развитие.
1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Рекомендовано: на основании выше изложенного необходимо продолжать работу развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно. Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края.
2. Образовательная область «Речевое развитие».
Рекомендовано: продолжать уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную работу, организованную деятельность. Учить детей внимательно слушать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, заучивать стихи, пословицы, поговорки.
3. Образовательная область «Познавательное развитие».
Рекомендовано: продолжить работу с детьми по ориентированию в пространстве, с помощью дидактических игр, логических заданий, подвижных игр. Также будут проведены различные формы взаимодействия с детьми по развитию интереса к экспериментированию, к стремлению самостоятельного исследования объектов природы, предметов.
4. Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие».
Рекомендовано: развивать умения художественно-эстетического восприятия: последовательное рассматривание предметов, узнавание изображенных предметов и явлений; выделять сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки; изобразительно- выразительные: умение правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное цветом, размером; подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; формировать умения выполнять простые постройки, делая их устойчивыми и прочными, использовать перекрытия.
5. Образовательная область: «Физическое развитие».
Рекомендовано: внедрить в физкультурные занятия элементы оздоровительной гимнастики (позы йоги, упражнения направленные на профилактику плоскостопия, зрения, дыхания); обучать воспитанников качественному выполнению техники основных движений и упражнений на профилактику плоскостопия, сколиоза - все группы; проводить беседы, разбор ситуативных действий и взаимодействий между детьми по ЗОЖ.
Вывод: анализ показывает, что на конец учебного года по всем пяти образовательным областям характерен значительный прирост воспитанников, демонстрирующих высокий и средний уровень усвоения материала. Значительно уменьшилось количество детей, с низким уровнем развития.
Наиболее проблемным остается развитие речи. Это объясняется тем, что у детей недостаточный словарный запас слов; у некоторых ребят имеются нарушения речи, прослеживаются дефекты в речи, плохо развита мелкая моторика рук, которая также влияет на развитие речи ребенка. У некоторых детей плохо развита память, зрительное внимание, у детей возникают затруднения в составлении рассказа в большинстве случаев.
Была проведена итоговая диагностика воспитанников подготовительных групп. Готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства. Успех обучения в школе зависит от уровня физической, умственной, психологической и нравственной, мотивационной готовностей. В 2023 году с нашего детского сада выпускаются: 32 дошкольника из них один ребенок инвалид. Анализ уровня готовности детей подготовительных к школе групп говорит о том, что все выпускники готовы к школьному обучению.
1. Познавательное развитие.
В течении года особое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми, проводились занятия с детьми, имеющими низкие показателями развития психических познавательных процессов на начало учебного года, родителям были даны рекомендации, проведены консультации по подготовке детей к школе.
2. Физическое развитие.
Высокий процент физически развитых детей 6 –7 лет является следствием того, что в течение года большое внимание уделялось закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств. В течение года ежедневно проводилась утренняя гимнастика, проведены все запланированные спортивные мероприятия и соревнования.
3. Художественно –эстетическое развитие
Педагогами в течении года большое внимание уделялось проблеме приобщения детей к миру культуры и искусства: дети участвовали в литературных, музыкально-театрализованных проектах, творческих конкурсах, как внутри ДОУ, так и на уровне района и области. Проделанная работа дала высокий уровень развития детей в художественно-эстетического направления.
4. Социально-коммуникативное развитие.
В течение учебного года в работе с детьми проводились беседы, сюжетно –ролевые игры, подвижные коммуникативные игры. Среди воспитанников есть несколько детей, имеющих гиперподвижность, что обусловливает проблемы в концентрации внимания, взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Так же в подготовительную группу ходят дети не регулярно посещающие детский сад, эти причины в итоге негативно сказались на социальном и познавательном развития данных детей.
5. Речевое развитие.
Анализ причин среднего уровня речевого развития детей показал низкую заинтересованность родителей к приобщению детей к книге, увлеченность детей другими видами деятельности (компьютерные игры, планшеты, смартфоны).