Ирина Павлова
Анализ работы по формированию у дошкольников основы здорового образа жизни через занятия плаванием
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы за 2011-2012 учебный год я представила в виде текстового сообщения и презентации. В течение года обучению детей плаванию велась в соответствии с целью «Формировать у дошкольников основы здорового образа жизни через занятия плаванием» и поставленными задачами:
1. Формирование правильной осанки и стопы, укрепление мышечного корсета, укрепление дыхательной системы.
Публикация «Анализ работы по формированию у дошкольников основы здорового образа жизни через занятия плаванием» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
2. Продолжать учить различным движениям в воде под музыку и без нее (в младшем возрасте, проплывать произвольным стилем (в средней группе, ознакомление и разучивание определенных способов плавания (старший дошкольный возраст).
3. Продолжить работу по становлению игровой деятельности детей.
Формирование правильной осанки и стопы достигалось с помощью различных специальных упражнений в горизонтальном положении, т. е. в положении максимальной разгрузки позвоночника: скольжение на спине, груди; кроль при помощи ног, на спине или груди, как в воде, так и на суше (во все этих упражнениях происходит самовытяжение позвоночника, его естественная разгрузка с одновременным укреплением мышц спины, а также за счет постоянных напоминаний детям о правильном оформлении позвоночника.
Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка.
Чтобы эффективнее решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей, с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, выносливости при физических нагрузках, использовала различные методиками проведения дыхательной гимнастики, изучали с детьми процесс дыхания на занятиях.
Для решения задачи обучения детей младшего дошкольного возраста передвижению в воде под музыку и без использовали
• упражнения в ходьбе, по одному; держась за руки преподавателя, группой; держась за палку, обруч, который удерживает преподаватель; вдоль бортика бассейна, придерживаясь за поручень; в заданном направлении, до условного места; на носках, высоко поднимая колени парами, по кругу, держась за руки; помогая себе грибковыми движениями рук, а также спрятав руки за спину; выполняя задание преподавателя — остановиться, присесть, подпрыгнуть, повернуться; большими и маленькими шагами,
• упражнения в беге в произвольном направлении, шлепая ногами, поднимая брызги; в заданном направлении (за мячом); с разбега падать в воду,
• упражнения в прыжках на двух ногах на месте (с поддержкой взрослого, держась за поручень, а также без опоры); «опираясь», отталкиваясь ладонями о воду (на глубине по пояс) и приседая; на двух ногах, продвигаясь вперед; прыгать в длину с места; подпрыгнуть и упасть в воду вперед (на глубине до бедер, по пояс,
• движения рук: похлопать по воде ладонью; постучать по ней кулачком; погладить воду; подвигать руками вверх-вниз, вправо-влево (подражая полосканию белья, а также вызывая волны).
Задача обучения детей среднего возраста «проплывать произвольным стилем» была поставлена в связи с тем что, дети во время игры не использовали приобретенные ранее на занятиях плавательные умения и навыки. Для решения поставленной задачи использовался игровой метод обучения – детям предлагалось проплыть определенным способом, и если ребенок не использовал эту возможность, он выбывал из игры. Данный метод использовался на 2-3 занятиях, в дальнейшем детям предлагалось проплыть произвольным способом.
За учебный год в подготовительной группе ознакомились и разучили способ плавания «кроль» в полной координации. Проделанная работа показывает, что у детей возникают трудности в совмещение движений рук и ног в данном стиле плавания.
Продолжая работу по становлению игровой деятельности детей, использовали
• различные игровые упражнения, позволяющие преодолевать водобоязнь: погружение под воду с передвижением по дну; всплывание и лежание на воде; выдох в воду, открывание глаз в воде; скольжение по воде, впрыгивание в воду и ныряние и т. д. ;
• игры, способствующие развитию умения продвигаться в воде: «Гигантские шаги», «Лодочка», «Краб», «Рак», «Рыбы и сети», «Морские змеи» и т. д. ;
• игры, способствующие овладению навыком всплывания: поплавок, медуза, пятнашки с поплавками, волчок и т. д. ;
• игры, способствующие овладению навыком дыхания: «У кого больше пузырей?»; «Ваньки-встаньки»; «Поезд»; «Чья игрушка впереди?»;
• игры, способствующие овладению навыком скольжения: «Мина»; «Винт»; «Попади торпедой в цель»; «Дельфины на охоте».
Для решения поставленных задач проводилась
• работа с родителями
- различные консультации собеседования на темы: «Закаливание детей дошкольного возраста»; «Лечебная гимнастика в воде»; Плавание исправляет нарушение осанки»; «Плавание средство воспитание детей»; «Плавание оказывает благотворное влияние на сердечно сосудистую деятельность детского организма»; «Плавание активирует работу органов дыхания»; «Плавание в открытых водоемах» и т. д. ,
- дни открытых дверей для родителей,
- информирования родителей по вопросам оздоровления дошкольников на стендах ДОУ,
- совместные праздники и развлечения и т. д.
• с педагогами ДОУ консультации на тему: «Плавание – как важнейшее средство оздоровления», «Чтобы дети не болели», «Виды закаливания», «Мир воды» и т. д.
выступления «Роль носовой дыхательной гимнастики в профилактике вирусных инфекций» на семинаре «Здоровье наших детей».
Проводя анализ результатов работы за данный период можно сделать вывод о том, что работа по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни, через занятия плаванием ведется должным образом :
• наметилась динамика снижения уровня заболеваемости по сравнению с 2010-2011 уч. годом.
• отмечается положительная динамика укрепления мышечного корсета, формирования правильной осанки и стопы, укрепления дыхательной мускулатуры ребенка.
Анализ результатов обучению детей плаванию показал, что 73,8% детей справились с поставленными задачами на год. Дети свободно выполняют
движения ногами вверх и вниз, сидя в воде;
погружение в воду с головой;
вдох и выдох в воду;
открывание глаз под водой;
разнообразные движения руками в воде;
скольжение на груди и на спине;
плавание произвольным стилем.
Все это стало возможно благодаря
учету индивидуальных и возрастных особенностей детей;
системности проводимой работы;
последовательному увеличению физической нагрузки на детей;
подбору разнообразных физических упражнений.
При этом следует отметить, что, несмотря на положительные результаты работы, основной задачей остается обеспечение гармоничного физического развития дошкольников, снижение острых и хронических заболеваний.
В следующем учебном году следует
• способствовать формированию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью, приобщению детей к активным видам спортивной активности, через занятия плаванием,
• продолжить совершенствовать двигательные способности и навыки детей,
• продолжить формирование плавательных навыков, обогащение двигательного опыта (разучить определенного стиля плавания, продолжить разучивание скольжения на спине).
• способствовать формирование представлений о безопасном поведение на воде.