Кристина Лебедева
Анализ преемственности дошкольного и начального общего образования и соответствия учебных программ и условий внешней среды
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ преемственности дошкольного и начального общего образования и соответствия учебных программ и условий внешней среды возрастным особенностям детей
Критерии для анализа Дошкольное образование Начальное образование Примеры, наблюдаемые на уроках и в классе
Публикация «Анализ преемственности дошкольного и начального общего образования и соответствия учебных программ и условий внешней среды» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Цели образования Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических, физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника Главная цель и задача начального образования - это освоение младшими школьниками результатов, предписанных стандартом, но с учетом индивидуальных возможностей учащихся. В статье рассматриваются задачи, принципы и стандарты обучения в начальной школе, основные критерии оценки знаний школьников, а также современные технологии и программы обучения и возможные риски при их реализации.
Организация с утра рабочего места на любом уроке учителя, организация обратной связи, дети учились отстаивать собственное мнение, учились правильно отвечать с поднятой рукой. Удерживание учебной задачи, умение выслушать своего товарища.
Виды деятельности В дошкольном возрасте ребенок выполняет такие виды деятельности: игровая, трудовая, продуктивная Присутствуют игровая и учебная деятельность с приоритетом учебной. Игровая деятельность сохраняется в начальном образовании, она сопровождает ребенка, примерами формирования учебной деятельности могут служить такие моменты на уроке как работа на занятии, выполнение заданий по учебнику, диалоговая форма общения, меняется позиция ученика, теперь ребенок не может сам по себе отвечать, он выполняет задания учителя. Учебная деятельность сопровождается игровой, учитель использует дидактические игры, игры на переменах, пальчиковые гимнастики.
Особенности содержания (по образовательным областям в ДО и учебным предметам НОО)
-социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие:
-формирование представление об окружающем мире
-формирование элементарных математических представлений
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие 1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
6. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. 1. Общекультурное развитие — формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;
2. личностное развитие — формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;
3. познавательное развитие — развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности;
4. формирование учебной деятельности — формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;
5. развитие коммуникативной компетентности — умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера.
Представление о социальных нормах общения, об умении детей общаться, о нравственных нормах, о значимости труда, о правилах поведения – все эти вопросы дети с учителем разбирали в контексте уроков и классных часов.
На уроке обучения грамоте, окружающего мира мы учим договариваться, нормам морали, добру, сопереживания, сочувствии, говорим о значимости труда.
Методы, используемые педагогом Методы и приемы:
Практические: рисование, физкультминутка, импровизация, имитация, игровая беседа с элементами движений, экспериментирование, проектная деятельность, решение проблемной ситуации, игровые задания, моделирование, элементы драматизации творческие задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание, игры-драматизации
Наглядные: показ, рассматривание, просмотр мультфильмов, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация
Словесные: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, составление рассказов, объяснения, указания,разговор, ситуативный разговор, напоминание, проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, загадки, рассказы детей и воспитателя, чтение
1. Репродуктивный метод.
- знания подаются в виде алгоритма, то есть по инструкции, правилу, образцу.
2. Метод проблемного изложения.
- знания подаются в виде решения поставленной проблемы, задачи через сравнение точек зрения, различных подходов, раскрытие систем доказательств.
3. Словесные методы.
Рассказ, беседа, инструктаж, объяснение, лекция и другие.
4. Наглядные методы.
Иллюстрирование, показ, предъявление материала. И в дошкольном образовании и в начальном используются словесные и наглядные методы. На уроках учитель использовала иллюстрации для лучшего запоминания детьми материала. С наглядным материалом детям нравилось работать, они с удовольствием отвечали на вопросы учителя.
Учет особенностей возраста в условиях внешней среды (предметно-развивающей среды) Создание различных уголков в группе: игровая зона, учебная зона, уголок «Парикмахерская», «Больница», «Салон красоты», «Городская среда» и т. д. В оформлении класса в первые учебные дни использовались игровые элементы: шарики, открытки. Учитывая возраст детей в оформлении класса присутствовали различного рода плакаты и таблицы, например, «Сиди правильно». В начальном образовании так же как и в дошкольном используется наглядный материал, оформление класса с использованием игровых моментов.
Общий вывод:
Преемственность двухсторонний процесс. С одной стороны дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет «радость детства». С другой школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а значит, действительно, знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.
Преемственность дошкольного и начального образования заключается в том, что в дошкольном образовании воспитываются те самые качества, которые необходимы будут для формирования позиции ученика, а именно: отстаивание своего мнения, выход из сложных ситуаций, решение различных ситуаций, но в школе ситуации учебные, а в дошкольном образовании жизненные.
В начальном образовании формируются зачатки учебной деятельности, но на основе игровой деятельности, поэтому в уроке по-прежнему включаются игровые моменты.
В дошкольном образовании формируются представления о социальных нормах общения, об умении детей общаться, о нравственных нормах, о значимости труда, о правилах поведения. В начальном образовании все эти вопросы дети с учителем разбирали в контексте уроков и классных часов. На уроке обучения грамоте, окружающего мира их учат договариваться, нормам морали, добру, сопереживания, сочувствии, говорят о значимости труда.