юлия хахлова
Анализ диагностики «Несуществующее животное»
Методика «Рисунок несуществующего животного»
Цель: диагностика личностных особенностей.
Методика: проективная. Проведение: структурированная ситуация.
Предлагаю ребёнку нарисовать несуществующее животное и рассказать о нём. Ребёнку даю простой карандаш и чистый лист бумаги, бумагу можно располагать как удобно, положить резинку рядом, если ребёнок посчитает нужным воспользоваться.
Публикация «Анализ диагностики „Несуществующее животное“» размещена в разделах
Воспитатель: «Давай посмотрим, как ты умеешь фантазировать. Придумай и нарисуй такое животное, которого на самом деле нет и ни когда не было – ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх».
При анализе рисунка учитываются следующие аспекты: поведенческий, стилевой, пространственный, структурный и вербальный.
Стилевой аспект: характер изображения контура (скрытый или замкнутый) говорит о направленности на общение или его избегание. Открытый контур при отсутствии средств (органов, предназначенных для контактов, указывает на сниженную социальность.
Структурный аспект: при анализе особое внимание необходимо обратить на характер изображения. К самым типичным способам изображения относятся:
А) Человеко - образные изображения животных, (что свидетельствует о высокой потребности в общении, либо о высокой инфальтильности).
Б) Изображение, отличающиеся повышенной механистичностью (говорит о повышенной замкнутости).
В) Амфорные (отсутствие нижних конечностей) неструктурированные изображения, которые обычно отражают отсутствие образа Я испытуемого.
При нарисовании ребё нком амфорного тела необходимо задавать вопросы: Куда движется животное и движется ли оно вообще? Насколько оно устойчиво?
Так же обратить внимание на дополнительные детали: панцирь, шлеи и щит свидетельствует о стремлении защититься от агрессии; когти, иглы и шипы – об агрессивном поведении.
Существуют детали, указывающие на чувственность – перья, грива и так далее.
То, как ребёнок использует пространство листа при рисовании, свидетельствует об интересе к окружающему миру и степени его включенности в деятельность. Высокая степень детализированности указывает на стремление ребенка обратить на себя внимание.
Большое количество ушей, глаз - говорит о тревожности испытуемого.
Хвост животного является индикатором оценки мыслей поступков ребёнка, чем выше поднят хвост, тем выше испытуемый оценивает себя, чем ниже – тем сильнее ощущение недовольства. Хвост, повёрнутый на право – об оценке испытуемым своих действий; налево – об оценки ребёнком своих мыслей.
Вербальный аспект: на второй стадии проведения методики после завершения рисунка организуется беседа по поводу изображенного рисунка.
При ходе беседы необходимо выяснить: место обитания, характер общения, возраст, пол, любимые занятия, особенности реагирования на опасные ситуации, наличие страхов.
Если у животного есть крылья, но при этом оно живёт под водой – то вряд ли можно говорить о высоком уровне развития такого показателя воображения. На трудности в межличностном общении указывают наличие врагов у животного, характер его воспитания (хищник, поедающий других животных; монстр, высасывающий кровь и соки со всего живого).
Бланк анализа рисунка
Испытуемый: Костя
Возраст: 4 года
Поведенческий аспект:
-темп рисования: средний
-особенности поведения при рисовании: обычное
Стилевой аспект:
-нажим: сильный.
-тип линий:
-тип контура: открытый
-перечень исправленных элементов: нет
Пространственный анализ :
-размер рисунка: средний
-расположение рисунка: по центру
-изображение фигуры: анфас
-динамические характеристики: статичная фигура
Структурный аспект:
-соотношение общего эмоционального фона и элементов рисунка: счастье (среднее)
-голова, глаза, уши, лапы (руки(sad) присутствуют.
-механические приспособления: рожки, ими животное передвигается (прыгает)
-детали, выражающие агрессивность: коготки на лапах
Рот, туловище, ладони,пальцы, ноги – отсутствуют.
Вербальный аспект:
-имя животного : зайчик пушистик
-пол: мальчик
-возраст: 4 года
-место обитания: лес
-наличие и характер контактов: игры с друзьями
-любимые занятия: играть
-особенности реагирования на опасность: друг поможет
-страхи: волк
-другие особенности: питается ягодами.
Анализ.
Рисунок представляет форму «готового» существующего животного, к которому лишь приделываются, готовые детали, чтобы животное стало не существующим. Это свидетельствует о банальности, отсутствии творческого начала. У ребёнка правильная самооценка, уверенность в себе и в тоже время недовольство своим положением в социуме, о не достаточности признания со стороны окружающих. Положение «анфас» трактуется, как эгоцентризм. Также на рисунке мы видим некоторые признаки тревожности – сильный нажим на карандаш во время рисования.
Ребёнку присуще переживание страхов, мнение окружающих значимо для него. Малыш легкомыслен в выводах и неосновательности суждений, отсутствие хвоста подтверждает, что ребёнок не контролирует свои рассуждения, выводы, решения. Маленькие коготки говорят о не большом проявлении агрессии. Общая энергия средняя, так как изображённых деталей не очень много.