Евгения Першина
Аналитический отчет за три года
▼ Скачать + Заказать документы
педагогической деятельности
с 2018-2021 год
Составитель:
Першина Евгения Леонардовна
воспитатель первой
квалификационной категории
ВВЕДЕНИЕ
Введение ФГОС продиктовано необходимостью подготовки детей к жизни в высоко технологическом мире. Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире.
Публикация «Аналитический отчет за три года» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме нравственного развития и воспитания дошкольников. Российское общество переживает духовно – нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике (Российское государство лишилось официальной идеологии, общественно духовных и нравственных идеалов.) Сведёнными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе и детскому, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. С годами понимание нравственности изменилось.
В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить «умению чувствовать человека». Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно, будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Проблема приобщения к духовно нравственному, нравственно патриотическому миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа.
Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь, в сложном процессе вхождения в мир людей. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуются самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Социально-личностное развитие ребенка дошкольника неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития. Воспитание нового человека, успешного, физически здорового, всесторонне развитого, обладающего высокими нравственными качествами – социальный заказ современного общества.
Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума.
Актуальность настоящей работы на социально-педагогическом уровне вытекает из противоречия между социальной значимостью формирования нравственной воспитанности детей дошкольного возраста и низким уровнем нравственной воспитанности у детей.
Следствием этого являются противоречия научно-педагогического характера, с которыми сталкивается современное дошкольное образование. Выделенные противоречия обозначили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы обусловило выбор темы:
«Духовно нравственное воспитание дошкольников».
Цель: Создание психолого-педагогических условий для духовно- нравственного и социального развития личности ребёнка через формирование нравственных чувств, качеств и привычек воспитанников.
Задачи:
• Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
• Создать предметно - развивающую среду в группе (создание центра уединения в группе, подбор дидактических и настольно-печатных игр по нравственному воспитанию).
• Разработать и реализовать проекты по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
• Воспитывать нравственные чувства и качества, развивать чувство патриотизма.
• Вовлечь родителей в педагогическое пространство группы и детского сада.
«Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, — мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим».
Лукиан
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.
Нравственное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду. Особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.
Многие отечественные психологи (А. В. Запорожец, Е. В. Субботский, Р. К. Терещук, С. Г. Якобсон) считают, что для нравственного становления личности необходимо комплексное воздействие на личность, формирование в единстве нравственного сознания, нравственных чувств и поведения. При этом разные авторы уделяют большее внимание тому или иному компоненту этих систем, по-разному подходят к решению проблемы нравственного развития и воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют разнообразные методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста, по нравственному развитию. А также показал, что с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте способны следовать им, что особенно важно для формирования нравственного сознания. В старшем дошкольном возрасте возникают психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С. Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений (А. М. Виноградова).
В результате проделанной работы отмечается значительная динамика в развитии детей. На базе нравственного опыта происходит формирование системы моральных представлений, ценностей, суждений. В комплексе это обеспечивает нравственную направленность личности.
В дошкольном возрасте впервые начинает осознаваться смысловая связь вещей и действий. Оценка окружающих людей способствует развитию чувства долга у детей старшего дошкольного возраста, оказывая сильное влияние на развитие личности, при этом дошкольники пользуются конкретными представлениями о каком-то весёлом, добром или лживом человеке.
Изучила концептуальные исследования: концепции нравственного развития детей Л. И. Божович, B.C. Мухина, Ж. Пиаже; концепции деятельностного подхода и ведущей роли деятельности в формировании нравственной личности Б. Г. Ананьев, C. Выготский; базовые положения об особенностях процесса социализации ребёнка дошкольного возраста Л. И. Божович; концепции личности и кризисов возрастного развития Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин ; идеи гуманизации А. С. Белкин, А. Маслоу.
1.1 Системный подход
В детском саду реализуется основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно- образовательной работы в ДОУ.
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты, которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес детей к -
явлениям нравственной жизни ребенка, окружающей природы, миру искусства и литературы, традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям, событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др., народной культуре и традициям.
1.2 Предметно развивающая среда
Реализовать работу по духовно - нравственному воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группе, которая соответствует принципам ФГОС ДО. В группе был создан центр патриотического воспитания. Мной создана коллекция, в которую входят материалы по символике России, национальностях, героях Великой Отечественной войны, пионерах - героях, городах-героях, растениях и животных родного края, фотографии родного края, области; предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки, гжель, хохлома и пр.); картотека пословиц, поговорок русского народа, загадок, народных игр; альбомы с иллюстративным материалом о родном поселке (фотоальбомы с достопримечательностями поселка, тематические папки «Труд взрослых», «Профессии», «Семья», Лэпбук «Как жили люди на Руси».
Благодаря предметно-развивающей среде группы и работе, проводимой в группе, у моих воспитанников сформировано положительнее отношение к родному краю, уважение к взрослым, укрепились внутрисемейные связи. Дети гордятся своей принадлежностью к Российской стране и ее народу.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
1.3 Педагогические технологии развивающего обучения
Включение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка посредством активных методов (игровые методы с проблемно-игровыми заданиями) и познавательно-поисковых методов (проектная деятельность, коллекционирование, исследовательская деятельность и т. д)
Я осознанно использую воспитательные воздействия: эмоциональные, когнитивные и поведенческие, так как полноценными они будут лишь тогда, когда проводятся комплексно и затрачивают все сферы личности ребёнка.
Практика показала, что игровые методы с проблемно - игровыми заданиями являются наиболее содержательными, где используем проблемные ситуации с неопределённым концом. С детьми рассматриваем такие качества «добрый – жадный», «лживый – правдивый», «смелый – трусливый», «внимательный - равнодушный».
Используемые методы учат детей выражать своё отношение к анализируемым явлениям, взаимоотношениям в форме оценки, находить собственные способы урегулирования конфликтов.
Метод проектов, являясь одной из эффективных форм инновационной деятельности, выступает технологией развития коммуникативной компетентности, самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной, творческой активности детей, позволяет интегрировать различные формы и методы в процессе его реализации. Сделать педагогическое пространство открытым для активного участия родителей. С детьми разработаны и реализованы проекты: «Здесь Родины моей начало»; «Герб моей семьи»; «Природа родного поселка» - дети получили интересные сведения о природе нашего поселка; «Мы вместе» - был сформирован опыт взаимоотношений и сотрудничества, расширены зоны контактов детей в пространстве детского сада через различные виды деятельности; «Камни – самоцветы Хозяйки Медной горы» - были созданы условия в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей.
1.4 Осуществление личностно-ориентированного подхода
На каждом занятии стремлюсь поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность, веру в свои силы и возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса. Так же стараюсь создать “ситуацию успеха” для каждого ребенка, предлагая такие задания, с которыми он обязательно справится, хвалю даже за самую маленькую удачу, это внушает ребенку уверенность в собственных силах, появляется желание достичь хороших результатов, чтобы вновь ощутить радость успеха.
Использование таких форм деятельности, как чаепитие с гостями (детьми других групп, мамами, бабушками, интересными людьми, создает особую психологическую атмосферу. При этом улучшаются отношения между детьми, они охотнее помогают друг другу, становятся друзьями, все это благотворно влияет на их психическое, нравственное здоровье.
Ребенок, у которого наблюдаются трудности в определении эмоциональных состояний и настроений людей, не научится правильно толковать социальные ситуации, будет ошибаться в выборе линии поведения, что приведет к проблемам во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Чтобы развить и обогатить эмоциональный мир детей, в совместной деятельности с музыкальным руководителем использовала средства театрального искусства (мини-спектакли, сценки, этюды). Дети с удовольствием демонстрировали свои таланты на праздниках, встречах с родителями и в свободной деятельности.
В результате, у нас сложились различные традиции, ритуалы, обычаи, правила группы: «Минутки доброты», «Копилка добрых дел», Утро радостных встреч вежливыми словами, Сюрпризы друг другу, Рисунки больным детям, Портрет «Хорошего меня», Наполнение мешочков «хорошего и плохого настроения», «Почётные поручения», «Знакомство с собой», «Моё - чужое» и т. д.
Считаю, что наиболее важными принципами личностно-ориентированного подхода в обучении являются: Умение помочь ребенку раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие; умение перевести педагогическую цель в личную цель ребенка, заинтересовать его, мотивировать на успех; умение подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту и ребенку.
1.5 Формы организации взаимодействия воспитанников
Под самостоятельностью мы понимаем свободу действий ребенка, т. е. отсутствие гиперопеки. А самостоятельным ребенком можно считать того ребенка, который умеет выполнять дела без напоминаний и помощи взрослого - в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Для формирования самостоятельности на наших занятиях мы предоставляем возможность ребенку выполнить задание без помощи взрослого или с частичной помощью, если ребенок не справляется.
Ребёнок самостоятельно выбирает игру или любую деятельность, выбирает игрушки, планирует. Моя задача заключается в том, чтобы создать условия для полноценной детской игры, творчества, обеспечить выбор для каждого воспитанника по его интересам. Готовлю атрибуты к играм, вношу новые игрушки, оформляю развивающие и игровые центры, наблюдаю за взаимоотношениями воспитанников.
Психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка: совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Кроме того, совместная творческая деятельность – интересное время провождение, создает комфортные условия для общения.
Коллективный труд решает две основные задачи: направляюся усилия каждого ребенка на достижение общей цели, формируются положительные взаимоотношения между детьми, взаимопомощь.
В парах такая форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
1.6 Мониторинг уровня сформированности
духовно-нравственных качеств воспитанников
Разработала диагностику уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности ребенка (в соответствии с наличием представлений о нравственных отношениях, нравственных нормах и правилах нравственного поведения детей).
Высокий уровень сформированности нравственных норм дает детям возможность приобрести опыт взаимоотношений, обеспечивающих комфортное пребывание в коллективе сверстников. Таким образом, нужно так построить взаимоотношения ребенка с социальной средой, чтобы он жил в системе ориентации, соответствующей нравственным нормам.
1.7 Взаимодействие субъектов образовательного пространства
В современном мире невозможно выполнить главную задачу дошкольного учреждения - воспитать гармонично развитую личность - без взаимодействия с социумом. Вырастить социально адаптированную, творческую, самодостаточную личность можно только при объединении усилий всего социума, всех организаций с родителями и педагогами. Именно этим мы успешно занимаемся.
Именно в дошкольном возрасте закладываются многие качества, которые формируют личность человека: гражданственность, ответственность, способность выбора, уважение к людям независимо от их расовой принадлежности, возраста, пола и вероисповедания. Очень важно у детей дошкольного возраста сформировать не только определенный уровень знаний и умений, но и развивать личностные качества, базовые способности, социальные и культурные навыки, заложить основы экологической культуры, здорового образа жизни, безопасного поведения.
1.8 Взаимодействие с семьями воспитанников
Не менее важным условием духовно – нравственного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Родители, стараются оказать посильную помощь воспитателям, участвуют в различных мероприятиях в конкурсах. Эта работа актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, нравственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Данная задача решалась через такие формы взаимодействия с семьей как: организацию праздников, посвященных Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Международному дню Семьи, Любви и Верности, «Праздник Дружбы», «День России»; выставок «Дары осени, «День Победы», «Новый год у ворот», конкурсов стенгазет «Наши любимые бабушки и дедушки», «Папа может все, что угодно…», «Пусть всегда будет мама…»; в различных акциях «Бессметрный полк», «Подарок ветерану своими руками», «1000 добрых дел».
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом, они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
Положительным результатом явилось и участие в различных конкурсах. Мои воспитанники принимали участие в конкурсном движениие разного уровня, т. к. Конкурс «ЭкоКолобок», детско-юношеский конкурс Каменской и Алапаевской Епархии «Пасха красная», районный конкурс ДПИ «Славянские мотивы от древности к современности, где занимали призовые места.
1.9. Дополнительные данные
Так же я сама активно участвую в конкурсном движении разного уровня, где занимаю призовые места.
Владею компьютером на базовом уровне, активно использую информационные технологии, технические средства, применяю электронные ресурсы для демонстрации проектов, презентаций, веду документацию на электронных носителях. Размещаю методические материалы на сайте https://www.maam.ru/users/Evgeniya1967
Систематически веду работу над повышением своего педагогического мастерства, активно участвую в работе педагогических советов ДОУ, методических объединений педагогов города и района, провожу открытые занятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств прежде всего способствует становлению человека, обретению им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, помогает жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Нравственная воспитанность личности ребенка дошкольного возраста рассматривается как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах. Нравственные нормы регулируют взаимоотношения, влияющие на развитие таких нравственных качеств, как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплина.
Анализ моей деятельности за межаттестационный период позволяет сделать вывод, что у детей произошел рост коммуникативной, социальной компетентности.
Нравственные привычки детей крепнут постепенно, по мере обогащения их социального опыта. Отметила особенности психики дошкольников: дети начинают больше обращать внимание на себя, на свои действия, способности оценивать свое поведение и результаты собственных действий, осознавать свое развитие.
В результате моей работы было выявлено:
- Дети осуществляют контроль и взаимоконтроль во время взаимодействия со сверстниками. Эмоциональный фон у воспитанников стал положительным, что в свою очередь свидетельствует об эмоциональном благополучии детей;
- Отмечаю, что после проведения развивающих мероприятий, эмоциональный мир детей стал разнообразен, дети проявляют заботу друг о друге; проявляют способность к критическому мышлению, практикуются в самостоятельном выборе ищут, находят решение. в той или иной ситуации;
- Дети ознакомились с языком эмоций, играют словами, выразительными средствами, которых являются позы, мимика, жесты; самостоятельно исправляют речевые ошибки; берут на себя роль, распределяют роли самостоятельно;
- Развиты умения устанавливать и поддерживать контакты: дети чаще проявляют сопереживание, выражают свое мнение по вопросу;
- Рассказывают о своих чувствах, замечают чувства других детей, это помогает им кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций, устанавливают правила, делятся впечатлениями.
- Большинство детей демонстрируют физическую активность, научились переносить полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность;
- Повысилась умственная производительность: выполняют задание в соответствии с установленными правилами, по образцу, по инструкции взрослого; осваивают последовательность действий; пропала скованность, напряжённость; участвуют в групповых действиях, пробуют свои идеи;
На момент выпуска детей в школу большинство имеют благоприятный социальный статус, у большинства стабилизировалась самооценка. Это чрезвычайно важный показатель, который в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности в социуме.
У системы моей работы была определенная цель: помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести нравственно-здоровый образ жизни.