людмила сорокина
Подбор музыкального материала и обеспечение музыкального сопровождения во всех видах деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка
Подбор музыкального материала и обеспечение музыкального
сопровождения во всех видах деятельности детей в помещении и на участке
Музыкальный материал и музыкальное сопровождение во всех видах деятельности детей в помещении и на участке ДОУ подобраны в соответствии с ФГОС.
Публикация «Подбор музыкального материала и обеспечение музыкального сопровождения во всех видах деятельности детей» размещена в разделах
Воспитывая всесторонне и гармонично развитого ребёнка, мы комплексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы и технологии.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с использованием музыки в режимных моментах. Музыка в режимных моментах является одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях общеобразовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно – воспитательного процесса:
1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.
3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.
5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Музыка в детском саду сопровождает детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, у детей формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Звучание музыки в режимных моментах (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе.
Музыкальный репертуар для использования музыки в режимных моментах, совместно подбирают музыкальный руководитель и воспитатель.
Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми. По утрам включается мажорная классическая музыка : П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае», Ф. Шопен Вальс №17.
Музыка на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Г. Свиридов «Военный марш»
И. Штраус «Полька Трик – трак»
М. Глинка «Полька».
Мажорная и минорная, спокойно звучащая музыка, благотворно влияет на различные функции организма, в том числе и на пищеварение. (П. Чайковский «Апрель»)
Музыкальные занятия – форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут, слушают музыкальные произведения, различные по жанру, темпу, музыкальным характеристикам. Главная задача, стоящая перед педагогом на музыкальном занятии : вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства, обучить необходимым умениям и навыкам, которые они затем смогут применить в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье.
Особое место в воспитании детей ДОУ занимает праздник. Он объединяет в себе различные виды искусств. Музыка, как ведущий компонент праздника, соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день 8 Марта, передают нежные и теплые чувства к мамам и бабушкам. На празднике «Выпуск в школу» могут звучать нотки сожаления, но общее настроение должно быть светлым и жизнерадостным.
Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же по мере необходимости проводятся с использованием музыки. Включается спокойная, тихая музыка во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей.
(например, Г. Свиридов «Музыкальный ящик»)
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также находит широкое применение.
Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок. Гораздо быстрее и интереснее сказка воспринимается детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», изображает на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показывает, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь.
Русские народные мелодии «Ах вы сени», «Полянка», «Я на горку шла» «Ах, ты береза».
Знакомясь со стихотворением А. Барто «Лошадка», дети с интересом прослушивают в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Игра в лошадку». В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать в записи «Осеннюю песню» П. И. Чайковского. Особое внимание обращается на знакомство и выразительное разучивание стихов под классическую музыку и с показом иллюстраций к стихотворениям. ( Пример: С. Есенин «Поёт зима – аукает»)
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры, развлечения. Дети самостоятельно или вместе с воспитателем поют любимые песни, водят хороводы. На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.). Летом на прогулке устраиваем праздник рисунка на асфальте, где под веселую музыку оживают сказочные образы. По желанию на улицу выносят детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль.
В дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Поэтому подбираются произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Музыка должна быть тихой, не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт. (например, Э. Григ «Утро», В. Моцарт «Соната»)
В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место.
В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка прослушивается детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Музыка подбирается с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.