наталья тихомирова
Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в практику ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в практику ДОУ».
Дата проведения контроля : 01.12. 2014 г.
Объекты контроля : все группы.
Проверяющий: заведующий МДОБУ Н. В. Воробьёва, старший воспитатель Н. С. Тихомирова.
Цель: оценка деятельности педагогического коллектива по внедрению нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.
Публикация «Аналитическая справка о результатах тематического контроля „Внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в практику ДОУ“» размещена в разделах
Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения уделяют большое внимание работе с семьями воспитанников, вовлекая родителей в единое образовательное пространство. Тематический контроль по теме «Организация взаимодействия с родителями на группах» включил в себя следующие пункты:
- уровень профессионального мастерства воспитателя: методы, приёмы, формы работы, используемые воспитателем;
- система планирования работы с родителями;
- создание условий для активного взаимодействия с родителями на группах;
- правильное и своевременное заполнение документации.
Тематический контроль был проведён в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения.
В ходе контрольной проверки было выявлено, что все педагоги на достаточном уровне владеют знаниями о методах, приёмах и формах работы с родителями. Однако, практически на всех возрастных группах предпочтительнее используются традиционные формы работы такие, как: родительские собрания, консультации, беседы, папки – передвижки, рекомендации, анкетирование, но редко проводятся дни открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники. Самая активная форма работы – групповые родительские собрания и консультации. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам ДОУ. Редко используется проектный метод. Поэтому к педагогическому совету было решено педагогам разработать проекты по данной теме, так как проектный метод относится к нетрадиционной форме взаимодействия, он делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. И работу в данном направлении следует развивать.
Не менее важным направлением в работе дошкольного учреждения было сотрудничество детского сада с семьёй по вопросам нравственного воспитания дошкольников. На базе дошкольного учреждения родители приняли активное участие в таких мероприятиях детского сада, как «День Матери», «Мама, папа, я - спортивная семья», посещали групповые консультации и открытые занятия в группах. К Новому году запланирован конкурс «Зимушка хрустальная» (украшение фасада территории детского сада) с участием родителей.
Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идёт непосредственно об их ребёнке. Все, что связано с конкретным ребёнком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес воспитатели используют при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.
Проверка групповой документации показала, что на всех возрастных группах есть в наличии журнал учёта индивидуальных консультаций с родителями, отражена работа с родителями в ежедневных планах воспитательно – образовательной работы, ведутся журналы росписей родителей. Так же есть протоколы родительских собраний. Они своевременно заполняются и хранятся до выпуска детей из ДОУ. По ведению журналов были сделаны небольшие замечания, которые были устранены в ходе проверки. Анализ плана работы выявил, что на группах в недостаточном количестве планируются совместные мероприятия родителей и детей.
Изучение условий для активного взаимодействия с родителями на группах показало, что:
- в группах эстетично и современно оформлены родительские уголки,
- в уголках представлена информация о работе администрации, детского сада и группы,
- материал, представленный в родительских уголках, носит конкретный характер и рационален по объёму,
- в родительских уголках представлены наглядные материалы, папки- передвижки в соответствии с тематикой и данной возрастной группой.
В ходе контрольной проверки было выявлено следующее:
В группе «Курносики» по данной теме были предложены только устные консультации, традиционные родительские собрания. Проверка групповой документации показала, что в группе «Капитошка», на момент проверки, ведомость учёта реализации образовательной программы не велась, соответственно отсутствовала работа с родителями. В группах «Полянка», «Гномики», «Пчёлки», «Морские звёздочки» ведомость учёта реализуется в полном объёме, работа с родителями по теме контроля проведена.
Анализ методического обеспечения выявил, что на группах недостаточное обеспечение методической литературы по работе с родителями.
Контроль по теме «Организация взаимодействия с родителями в группах» показал, что работа педагогического коллектива детского сада ведётся планомерно, целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено.
Выводы:
1. Администрация и педагогический коллектив стремятся к активному взаимодействию с семьями воспитанников;
2. Сочетают в работе по взаимодействию с родителями традиционные и нетрадиционные формы работы;
3. Педагоги стараются рационально использовать наглядную информацию;
4. Проводится работа по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьёй (педагогические советы, консультации, информационные технологии и т. д.)
5. Коллектив дошкольных групп предоставляет всем членам семей возможность для активного участия в групповой деятельности (соревнования, конкурсы, викторины, совместные праздники и развлечения).
Рекомендации:
1. Совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей;
2. Воспитателям старших групп провести трансляцию опыта «Использование проектного метода в работе с родителями»;
3. Чаще включать в план работы совместные мероприятия родителей и детей;
4. Использовать в работе с родителями разнообразные формы работы, инновационные технологии.
В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Старший воспитатель Н. С. Тихомирова