Бородулина Наталия Николаевна
Аналитическая справка о результате личного участия педагога, в создании развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Бородулиной Наталии Николаевны, в создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной разновозрастной группе в бюджетном общеобразовательном учреждении Кирилловского муниципального района «Ферапонтовская средняя школа имени Героя Советского Союза А. В. Андреева» дошкольное отделение
Публикация «Аналитическая справка о результате личного участия педагога, в создании развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Группа разновозрастная: общее количество детей 18 человек, возраст с 4 до 7 лет. Группу посещают 10 мальчика и 8 девочек. Физическое и речевое развитие соответствует возрасту.
Развивающая предметно – пространственная среда разновозрастной группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы, обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания соответствующими материалами, в том числе игровым, дидактическим, спортивным. Безопасность предметно-пространственной среды организовывается в соответствии с САНПИН ДОО. Вся мебель закреплена, игровой материал находится на уровне глаз ребенка. Имеющиеся в группе ТСО (телевизор с DVD плеером для просмотра обучающих программ, магнитофон) отвечает требованиям безопасности. Психологическая комфортность достигается за счет благоприятной цветовой гаммы, наличия спокойных зон: «уединения», «книжный уголок», «уголок художественного творчества», личного участия детей в создании игрового пространства. В зависимости от темы проекта, интересов и возможностей детей пространство трансформируется, изменяется.
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды обеспечивается открытыми полками шкафов, что дает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Особое внимание при организации пространства обращает на учет интересов мальчиков и девочек. Гендерный поход, создание уголков для мальчиков и девочек обеспечивает поло-ролевое воспитание, способствует развитию гендерной идентификации. Для мальчиков это – различные конструкторы, технические игрушки, атрибуты к играм: «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные». Для девочек это - кукольный уголок с предметами домашнего обихода, наряды и атрибуты для игр: «Салон красоты», «Супермаркет», «Больница», «Семья».
Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Крупный конструктор может использоваться как для конструирования построек, так и в физическом и умственном развитии детей, например: физическое развитие, закрепление основных движений: ходьба, бег «змейкой», соблюдение равновесия; в играх на формирование элементарных математических представлений - закрепление количественного и порядкового счёта; материалы для экспериментирования (камни, шишки, желуди, ракушки) – как предметы-заместители продуктов питания в сюжетно-ролевых играх.
В работе с детьми Бородулина Наталия Николаевна использует не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействует с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
В дошкольной группе создана содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда, отражающая содержание образовательных областей ФГОС ДО: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Игровой материал в группе, подобранный воспитателем Наталией Николаевной обеспечивает детям возможность освоения различных социальных ролей, норм и ценностей, принятых в обществе; способствует формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества; служит формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; учитывает формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Центр конструирования Оснащение: разные виды конструкторов. Он хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Центр сюжетно – ролевой игры: «Семья» Кухня, плита, посуда кукольная, плита переносная, муляжи овощей, фруктов и др. продуктов питания, пупсы и куклы с наборами одежды, утюг, микроволновка, кукольная мебель.
«Салон красоты» зеркало, расчески, фены, накидка для клиентов, фартук парикмахера, бигуди, шкаф для парикмахерских принадлежностей, маникюрный набор, муляжи муссов, шампуней, бальзамов для волос
«Больница» Мебель- медицинский кабинет с кушеткой, медицинский халат, стетоскоп, грелка, бинт, маска, медицинские инструменты, муляжи лекарств. Карты больных
«Зоопарк» фигурки зверей по зонам проживания (Севера, Африки, пустыни, лесов)
«Супермаркет» касса, прилавок с продуктами, муляжи фруктов и овощей и бакалейных изделий, сумки, корзины, весы, муляжи денег, кошельки.
По направлению Безопасность (региональный компонент) Оснащение: машины разных размеров и конфигураций, автобус, пожарная машина, скорая, полицейская машина, светофор, жезл, куклы-пешеходы; наглядно-дидактические пособия – транспорт, перекресток, макет на столе (дорога-машины-люди); плакат по правилам пожарной безопасности; атрибуты к творческим и дидактическим и сюжетно-ролевым играм по тематике «безопасность».
Центр «релаксации» Оснащение: уголок уединения диванчик и любимые книжки; антистрессовые мешочки.
Познавательное развитие : Наталия Николаевна подобрала материал с учетом необходимости формирования элементарных математических представлений; развития познавательно-исследовательской деятельности; формирования первичных представлений о себе, других людях, Родине, многообразии стран и народов мира; ознакомления с миром природы; развития навыков и умений конструктивной деятельности, и разделила его на центры:
Центр «Экспериментирования» Оснащение: наборы оборудования для исследовательской и экспериментальной деятельности детей; развивающие игры исследовательской направленности; научно-познавательная литература для детей; природные материалы: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, орехи, семена, желуди, шишки, листочки; сыпучие продукты (пшено, горох, гречка); ёмкости разной величины, ложки, лопаточки, сито, воронки; стол для игр с водой и песком; приборы: лупа, компас, песочные часы; «101 дело, которое нужно успеть сделать до того, как повзрослеешь».
Центр природы Оснащение: календарь природы; комнатные растения и предметы ухода за комнатными растениями; лейки, палочки для рыхления, фартуки, тряпочки и кисточки для протирания листьев; книги природоведческого характера; схемы — направляют мыслительную деятельность детей, способствуют переносу имеющихся представлений в самостоятельную деятельность; гербарий; альбом детских рисунков с наблюдениями за природой; устраиваются выставки детских поделок из природного материала, выставляются сезонные макеты (соответствующее время года)
Центр ФЭМП Оснащение: наборы геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине; мозаика (разных форм и цвета, мелкая); счетный материал, занимательный познавательный математический материал (рамки-вкладыши, доски-вкладыши; логические игры; и др. ; счёты, модели часов, счётные палочки, пазлы, игры типа "Танграм", различные игрушки со шнуровками и застёжками, весы для решения арифметических примеров); крупный строительный конструктор, мелкий строительный конструктор, конструкторы типа "Лего"; графические «головоломки» (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т. п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр; наборы кубиков с буквами и цифрами; набор карточек с изображением количества (от 1 до 10) и цифр; касса настольная; домино, головоломки, шнуровки
Центр патриотического воспитания Оснащение: карта Вологодской области, карта России, карта мира в картинках, символы города Кириллова; флаг РФ; буклеты о Музее Фресок Дионисия. Альбомы: «Моя семья», «Как я провел лето», «Мы в детском саду», «Мы на праздниках», «Прогулки по селу», «Встречи с ветеранами».
Речевое развитие : При построении развивающей предметно-пространственной среды воспитатель Наталия Николаевна учитывает, чтобы развивающая среда способствовала обогащению активного словаря, обеспечивала возможность знакомства с художественной литературой, создавала условия для развития речевого творчества детей, способствовала развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, помогала знакомству с грамотой.
Центр «Говорим правильно» Оснащение: зеркало; наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам; наглядно-иллюстративный материал по фонетическим группам; пособия для развития зрительной памяти; пособия для развития фонематического слуха.
Центр «Книжный уголок» Оснащение: детская художественная литература для детей по программе и любимые детские книги; портреты детских писателей; два-три постоянно меняемых детских журнала: «Тошка», «Умняша», «Умейка»; детские энциклопедии: «Моя первая энциклопедия», «Я знаю все».
Художественно-эстетическое развитие. Развивающая предметно-пространственная среда, выстроенная Бородулиной Наталией Николаевной, способствует приобщению детей к изобразительному искусству, приобщению к музыкальному искусству; развитию умений и навыков в изобразительной деятельности; служит для развития детского творчества. Созданы следующие центры :
Музыкальный центр Оснащение: музыкальный центр; детские музыкальные инструменты: свистульки, неваляшки, маракасы, трещотки, дудочки, бубны, металлофоны, колокольчики, погремушки; детские музыкальные инструменты, изготовленные вместе с родителями; дидактические игры и пособия для развития музыкальности детей.
Центр «Театр» Оснащение: театральная ширма; различные виды кукольных театров: плоскостной, кукольный, пальчиковый, теневой; атрибуты для театрализованных игр: костюмы, маски; тематический набор для сказочных персонажей; художественная литература (сказки, музыкальные книжки). Наталия Николаевна вместе с детьми изготовила сказки из бумаги, картона, папье-маше «Теремок», «Курочка Ряба».
Уголок ряжения Оснащение: постоянно пополняется новинками.
Центр художественного творчества Оснащение: материал для художественно-творческого развития детей (канцелярский- кисти, краски, цветная бумага, картон, бархатная бумага, трафареты, точилки, карандаши и фломастеры, клей, пластилин, стеки, масса для лепки); дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики руки; дидактические игры для развития художественных навыков детей; материал для аккуратной организации своего рабочего пространства: клеенки, нарукавники, фартуки, тряпочки, салфетки; книжки-инструкции для самостоятельной деятельности.
Физическое развитие Наталия Николаевна подобрала материал с учетом необходимости формирования начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитания культурно-гигиенических навыков, формирования потребности в двигательной активности.
Центр двигательной активности Оснащение: кегли, мячи, ленты, скакалки, обручи, кубики, флажки, кольцеброс; шпагаты различной толщины (для массажа стоп); игрушки-самоделки на развитие ловкости, дыхания; настольные спортивные игры; массажные коврики; картотека физкультминуток, картотека подвижных игр, картотека дыхательной гимнастики.
Предметно-развивающая среда организуется в группе так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Предметная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка пополняется и обновляется.
Вывод: созданная предметно – пространственная среда группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также учитывает гендерные особенности группы.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод : развивающая предметно – пространственная среда в дошкольной группе Бородулиной Наталии Николаевны содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, т. е. соответствует требованиям ФГОС ДО.
Директор