Гасоян Роза
Алиса из мультфильма «Тайна третьей планеты» в Ярославле для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Тема: «Азы кодов родного края, традиций семьи»
Цель: сформировать у дошкольников представления о значимости родного края, а также об интеграции национальных традиций в семью.
Задачи:
1. Расширить представления дошкольников о Ярославском крае;
2. Познакомить группу детей 6-7 лет с историей области;
3. Воспитать в дошкольниках интерес к традициям и истории края, к роли семьи в процветании региона;
4. Закрепить знания о достопримечательностях Ярославля;
Публикация «Алиса из мультфильма „Тайна третьей планеты“ в Ярославле для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
5. Развить сообразительность и познавательный интерес путем формирования портфолио;
6. Развить трудовую деятельность посредством игровых заданий;
7. Расширить представления детей об истории родного края;
8. Познакомить детей с традициями, животными и природным разнообразием родного края;
9. Сформировать обществоведческий словарный запас относительно тематики.
Предварительная работа:
Отбор тематических материалов об истории Ярославля и края, документов, фотографий исторических памятников. Оформление тематического портфолио дошкольников : «Ярославль – дом моей семьи!». Проведение экскурсий. Изучение стихотворений и пословиц о родном крае. Разработка презентации и видеороликов о традициях Ярославской области.
Материал и оборудование:
Листы бумаги (белая и цветная, карандаши, краски, пластилин, воздушные шарики, конверты для проведения квест-задания, карта Ярославской области, фотографии семей детей, индивидуальные папки по количеству дошкольников для создания портфолио.
Ход занятия:
Нянечка группы входит в группу детей в образе героини мультфильма «Тайна третьей планеты» (Алиса). По группе развешены множество шариков (в виде звезд) с привязанными к ним фотографиями семей дошкольников. На листе ватмана (путеводная карта, приклеены конвертики с фотографиями и вопросами о нашем родном крае.
Здравствуйте, здравствуйте, ребята! Какой сказочный город и какие яркие в нем звезды. Какой же дивный край! Но где же я оказалась?
Дети:
В России!
В нашем городе!
Ярославский край!
Ярославль!
(Включается гимн Ярославля)
Воспитатель: да, Алиса. Твой корабль приземлился в нашем историческом, аутентичном городе – Ярославль. И сейчас мы тебя познакомим с этим особенным краем. На нашей карте множество разноцветных конвертиков! Давайте вместе откроем каждый из них и узнаем, что там!
Дети отвечают на вопросы первого конверта:
1. В какой стране мы живем?
«Мы живем в Российской Федерации!»
2. Как называется наш край?
«Ярославский край.»
3. Как Вы понимаете понятие «Родина» и «Малая Родина»?
Воспитатель: Итак, Родина – это страна, откуда родом семья или где родился человек. Если ваши дедушки или бабушки родились в России – они россияне, они передают вам культуру и традиции этой великой страны. Но что же такое «малая Родина»? Малая Родина – это то место, где мы родились, живем, впитываем в себя традиции, культуру, окружающую природу. Это наш город, наш район, улицы по которым мы идем в детский сад, это маленький кусочек нашего дома в большой стране.
4. Чем славится наш город?
Воспитатель: Ярославль — не просто город,
В нём российская душа!
Он, как прежде, ныне молод,
А, как Волга хороша!
Ярославль — живая сказка,
Жить в ней хочется всегда.
Звон малиновый на Пасху.
Дарят всем колокола.
С этим городом, как с лирой
Не расстанусь никогда.
На гербе медведь с секирой,
Нипочём ему года…
(Гаврюшкин Александр)
Воспитатель: Детки, мы с Вами изучали стихи о красотах нашего Ярославского края, давайте их расскажем нашей гостье.
Ребенок : Ярославль — чудный город-музей —
Восхищает красой рукотворной,
Как шкатулка волшебных камней,
Церквей светлых и храмов он полный.
И день города 1000 лет
Год из года приходит, желанный.
И пусть каждого жителя век
Будет праздником долгожданным.
Воспитатель. Прекрасно. Вы такие молодцы! А кто знает почему наш край называется Ярославский?
Дети: Потому что наш центр края – Ярославль.
Игра: Наша комната сияет множеством звездочек, которая символизирует каждого ребенка и его семью. У каждого на столе лежит портфолио с вашим именем. Вам нужно найти среди звездо фото вашей семьи и вклеить в свою папку. А далее мы расскажем друг другу о том месте города, в котором сделано фото, а также о наших любимых местах.
(В рамках заполнения портфолио, воспитатель помогает детям вклеить фотографии, а также заполнить портфолио данными:
Моя семья;
Мои любимые места в городе;
Мои впечатления от экскурсии в музей-заповедник истории города, Спасо-Преображенский Собор, Губернаторский сад.
Мое творчество (аппликации, выполненные на занятии по теме «Как я вижу край родной»).
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и немного разомнем наши ручки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
(тема «Россия – наша Родина»)
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
(хлопок, кулачок)
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
(поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных…
Ты великая страна.
(сгибать, разгибать пальчики)
Воспитатель: А кто-то знает поговорку о нашем городе?
Дети: Ярославль городок - Москвы уголок.
Воспитатель: Вы умнички. А теперь присаживайтесь поудобнее и мы вместе посмотрим и послушаем историю и традиции нашего удивительного края. (Параллельно с рассказом воспитателя идёт тематическая презентация с фотографиями достопримечательностей города и края).
Наш Ярослаский край - Ярославия – старинная русская земля, а Ярославль – первый христианский город на Волге. Золотые купола церквей, соборы, монастыри, белоснежные палаты, исторические памятники древнерусского государства и современный облик городов как магнит притягивают сюда туристов со всего мира. Ярославль основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым.
Легенда гласит: когда-то здесь, в месте слияния Волги и Которосли, находилось языческое поселение – Медвежий угол. Однажды по Волге на ладье со своей дружиной плыл молодой ростовский князь Ярослав Мудрый. В Медвежьем углу Ярослав повелел остановиться и сошел на берег, поскольку до него дошли слухи, будто местные жители нападают на купеческие суда. Князь приказал язычникам прекратить разбой и принять христианство.
Но те не желали подчиняться и выпустили на князя священное животное – медведя. Ярослав зарубил «зверя лютого» секирой, а на этом месте повелел заложить город-крепость, названный в честь основателя Ярославлем. В память о событиях тысячелетней давности на гербе города изображен медведь, вооруженный серебряной секирой. А главную площадь Ярославля украшает величественный монумент: Ярослав Мудрый держит в руках уменьшенное изображение крепостной башни основанного им города.
Дети, а какие деревья распространены в нашем краю?
Дети: Береза, осина, сосна, ель.
Воспитатель: А какие реки есть в Ярославском крае?
Дети: Волга, Соть, Сить, Устье, Сара, Сутка, Которосль.
Воспитатель: А знаете ли вы каких животных мы можем встретить? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! Лось, кабан, белка, заяц-беляк, лисица, енотовидная собака, хорь лесной, куница, ондатра, водоплавающая и боровая птица. Какие вы молодцы. А теперь давайте нарисуем для нашей гостьи рисунки, чтобы в своих новых путешествиях она всегда могла вспомнить нашу малую Родину. Подойдите к своим столам, возьмите кисти и краски и нарисуйте свое самое любимое место нашего города или края.
Дети рисуют рисунки, которые в дальнейшем прикрепляются к индивидуальному портфолио.
Воспитатель: Вот и завершилось увлекательное путешествие Алисы и она улетит на новые просторы с прекрасными воспоминаниями о нас.
Алиса : Спасибо, спасибо ребята. У вас было так тепло и уютно, вы показали мне, что такое Родина, дом, семья. Ведь именно с ваших семей начинается малая Родина, с теплых объятий родителей, заботливого взгляда воспитателя, с любимых улиц и мест. Я навсегда сохраню теплые воспоминания о Ярославском крае.
Алиса исчезает.
Воспитатель: Алиса права. Сегодня мы с вами вспомнили историю нашего края, вспомнили по фото те теплые семейные моменты, связанные с нашим городом. Но одно неизменно – нас взращивает наша семья и наша Родина. Давайте же будем достойными сыновьями и дочерями, которые передадут эту историю сквозь поколения. Хочу завершить наше занятие следующими словами:
Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный,
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
И дом, молитвой освященный,
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».
(Игорь Резник)