Юлия Авдюнина
Алгоритм выполнения анализа и характеристики звука
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаемый алгоритм будет полезен, как мне кажется, не только логопедам, работающим с детьми с ТНР, но и воспитателям старших и подготовительных групп детских садов.
Характеристика звука проводится в один или три этапа.
Для начала давайте вспомним определение гласных и согласных звуков.
Гласные звуки состоят из голоса, поются, не встречают преграды, образуют слог.
Согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса, встречают преграду (губы, зубы или язык), не образуют слог.
I ЭТАП. Прежде всего, определяем наличие или отсутствие преграды в ротовой полости.
Публикация «Алгоритм выполнения анализа и характеристики звука» размещена в разделах
Считаю этот признак важнейшим, так как дети с речевой патологией часто путают
пропевание гласных и «протягивание», например, соноров. Более того, наличие или
отсутствие преграды дети буквально нащупывают собственным пальчиком
(предварительно тщательно вымытым). Этот приём также считаю необходимым,
потому что у детей с дизартрией часто отмечается грубое нарушение иннервации, не
позволяющее осознать положения губ и языка.
Эмпирически осознав наличие или отсутствие преграды, мы определяем
принадлежность данного звука к группе гласных или согласных звуков. Если преграда
отсутствует и звук определён как «гласный», обозначаем его красным кружочком и на
этом работу с ним заканчиваем. Если же нащупали преграду, тогда переходим ко
второму этапу.
II ЭТАП. Определяем твёрдость или мягкость изучаемого согласного, обозначая его
синим или зелёным кружком соответственно.
III ЭТАП. Наконец характеризуем согласный звук по звонкости-глухости, дорисовывая
символу колокольчик.
На своих занятиях я начинаю использовать данный алгоритм буквально со второго занятия по формированию навыка звукового анализа. Строгая последовательность и наглядность пособия помогают детям усвоить новые термины и систематизировать полученные знания.