Юлия Мануковская
Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Публикация «Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дэвид Бланкет
Введение.
Специальное образование является частью системы общего образования и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования. Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями в развитии. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах".
Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Инклюзия (калька с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение.
Инклюзивное образование - совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающее равный доступ обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий (Закон Республики Казахстан «Об образовании»).
Цель инклюзивного образования – обеспечение равных стартовых возможностей детей в получении образования путем последовательного увеличения охвата детей дошкольными образовательными, оздоровительными и коррекционными программами; организация пространства группы (класса) для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)
Задачи:
- проанализировать особенности организации воспитательно- образовательного процесса инклюзивного образования;
- использование инновационных технологий, ориентированных на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей с ОВЗ;
- развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особые образовательные потребности (далее - ООП) – это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. В частности образование таких детей должно осуществляться с помощью специфических средств. Отметим, что «дети, имеющие особые образовательные потребности» - это не только название для тех, кто страдает от психических и физических нарушений, но также и для тех, кто их не имеет.
В современной дефектологии термин имеет следующее значение: особые образовательные потребности – это условия развития ребенка, которому требуются обходные пути, чтобы достичь тех задач развития культуры, которые при обычных условиях выполняются стандартными способами, укоренившимися в современной культуре.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, и строится с опорой, в основном, на статистические данные соответствия большинства детей данного возраста определенным «возрастным нормам». Но, необходимо помнить, что не каждый ребенок может укладываться в понятие «среднестатистического ребенка», и, соответственно, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Причинами могут стать, как особенности и отклонения в физическом развитии, так и проблемы поведенческого характера.
Это ставит перед специалистами дошкольного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
-возрастом ребенка;
-состоянием здоровья;
-уровнем готовности к освоению образовательной программы;
-особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;
-профессионализмом специалистов образовательных учреждений.
Основная цель ИОМ: создание в детском саду условий, способствующих социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования).
Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями :
Сбор первичной информации: изучение данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей;
Соглашение родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДО (без согласования с родителями работа не проводится);
Диагностические данные на ребенка : выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка : диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития;
Разработка индивидуального образовательного маршрута : по данным заключений в результате углубленной диагностики специалистами ДО на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем;
Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута : индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДО;
Рекомендации для родителей по организации индивидуальных занятий и предметной развивающей среды дома в соответствии со склонностями ребенка.
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Вывод: таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей с особыми образовательными потребностями в детском саду, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Список литературы:
Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России / А. А. левитская // социальная педагогика: деловой журнал для социальных работников и педагогов. – 2009. - № 1
Малофеев Н. Н. специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. Н. Малофеев. – М. : Просвещение, 2009.
Психолого –педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта // Автор –составитель Малофеев Н. Н. – М., 2007.
Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: Методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. РУДН, 2010.
Шинкарева Е. Ю. Права детей в сфере образования : в помощь родителям детей, имеющих особенности в физическом и психическом развитии. – Томск: Дельтаплан, 2007.
О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 29/ 1524- 6.
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми –инвалидами. Исх. № АФ -150/06 от 18 апреля 2008г.