Елена Шимко
Алгоритм работы инструктора по физкультуре в ДОУ с детьми по профилактике плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
Плоскостопие — одно из самых распространенных ортопедических заболеваний. Врожденная форма патологии встречается у 3% детей, в 2–4 года — у 24–32%, в 7 лет — у 40% детей. В лечении применяют консервативные методы — ЛФК, массаж, физиопроцедуры.
Выявление плоскостопия у детей дошкольного возраста происходит на третьем-четвертом году их жизни, когда начинается самый активный период становления скелета. Если вовремя заметить первые признаки болезни, то возможно успешное лечение. Врачи диагностируют три степени развития недуга и несколько подвидов у малышей дошкольного возраста.
ПОПЕРЕЧНОЕ И ПРОДОЛЬНОЕ
Темочки:
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
Продольное – это когда подошва полностью лежит на полу, при этом возникает плоскостопие и увеличение вширь размера ноги. Ребенку очень больно не то что стоять, но и передвигаться на дальние расстояния. Ему не комфортно носить обычную обувь.
Существуют три степени различия:
При визуальном осмотре не бросается в глаза деформация кости. При диагностике определяется угол свода – 130-140 градуса. Ребенок начинает жаловаться на «ножки» только во время длительных прогулок.
Также малыш испытывает болевые ощущения и тяжесть. Здесь угол свода значительнее и равен 141-154°. При выявленной патологии врачи рекомендуют при ходьбе держать носочки прямо, а не раздвигать их в стороны. При такой степени хирурги проводят операции из-за того, что малыш просто плачет от сильнейшей боли при ходьбе. Изменения видны «невооруженным» глазом.
Поперечные степени плоскостопия у детей появляются в более позднем возрасте. Особые характеристики заболевания: пальцы ножки сильно искривляются, напоминают круглые молоточки. При этом малыш жалуется на переднюю часть стопы, ему больно наступать и стоять на носочках. Нередко на пальчиках образуются мозоли, как у людей преклонного возраста (натоптыши). Ножка прекращает расти в длину, приобретает распластанный» вид и напоминает ласту для ныряльщиков. Врачи выделяют также третий тип (комбинированный, который объединяет все признаки предыдущих деформаций. При этом пальцы смотрят наружу, а сами стопы образуют букву «Х».
Если ребенок часто жалуется и испытывает болевые ощущения, то сначала нужно проверить его ножки на наличие патологии в домашних условиях. Для этого намажьте их масляными красками и попросите ребенка встать на белую бумагу. По отпечатку можно предварительно поставить диагноз.
Кроме этого можно заподозрить развитие недуга по следующим признакам:
Через месяц после покупки сандали быстро стаптываются.
Малыш жалуется на боль и утомляемость.
Заметно отклонение большого пальчика.
Сама ступня сильно деформируется.
Ребенок «косолапит». Ноги к вечеру отекают. Появляются первые мозоли и вросшие ногти.
При первых подозрениях на патологию, необходимо своевременно обратиться к ортопеду за консультациями и возможным лечением. Даже если ребенок не жалуется, то в пятилетнем возрасте его обязательно надо показать врачу для осмотра. Если деформацию выявили в роддоме и она является врожденной, то с первых дней жизни грудничку назначают специализированное лечение, при котором происходит исправление свода стопы.
Приобретенное заболевание невозможно определить сразу, только после 3-4 лет, когда исчезает подкожный жирок подушечки. Очень важно в раннем возрасте провести полноценное обследование. При первом посещении врач обязательно осмотрит ножки, пальпирует их, измерит ширину и длину, посмотрит, как двигается малыш. Также исследует обувь на предмет стоптанности каблуков.
Далее произведет обследование при помощи специального оборудования и тестов.
Плоскостопие — прогрессирующее заболевание, поэтому лечение необходимо начинать при появлении первых признаков патологии. При врожденной форме болезни терапию начинают с первых недель жизни ребенка для устранения всех проявлений деформации стопы.
Мои выводы по изученному материалу:
Методы лечения врожденного плоскостопия у детей :
лечебная гимнастика;
массаж мышц голени и стопы;
физиопроцедуры — электрофорез, фонофорез, миостимуляция, магнитотерапия, аппликации с грязями и парафином;
фиксирование стопы в правильном положении при помощи бинтов, гипсовых повязок, ночных ортезов;
для устранения неприятных симптомов врач может назначить миорелаксанты, нестероидные противовоспалительные средства.
При плоскостопии детям нельзя носить резиновые сапоги, валенки, чешки. Рекомендуется носить ортопедическую обувь, ботинки с твердой подошвой и небольшим каблуком, которые хорошо фиксируют голеностопные суставы.
При выраженном плоскостопии, прогрессировании заболевания выполняют подтаранный артроэрез. Оптимальный возраст для проведения оперативного вмешательства — 8–12 лет.
На начальном этапе при правильном лечении можно полностью устранить плоскостопие. Заболевание в запущенной форме сложно поддается коррекции.
Специальные упражнения помогают предотвратить развития плоскостопия, осложнений и усугубления патологии.
Комплекс упражнений:
В положении лежа на спине выполнить по 10 вращений голеностопным суставом вправо, влево.
В положении лежа на спине поочередно сгибать пальцы стопы по 10 раз.
Стать ровно, носки вместе, пятки врозь, руки на поясе. Подниматься на носки, локти отводить назад. Повторить 10 раз.
Ходить на внешней и внутренней поверхности стопы по 30 раз.
Поднимать пальцами стоп карандаши, небольшие мячи, носовой платок. Повторять по 20 раз.
Выполнять гимнастику необходимо ежедневно утром и вечером.
Методы профилактики
Чтобы избежать развития или прогрессирования плоскостопия, необходимо соблюдать несколько простых правил:
чаще ходить босиком, особенно по гальке или песку;
заниматься танцами, йогой, гимнастикой, плаванием;
делать массаж стоп;
выбирать детям удобную обувь по размеру;
следить за осанкой;
следить за весом;
принимать витаминные комплексы с кальцием.
Плоскостопие негативно влияет на работу опорно-двигательного аппарата, внутренних органов. Последствия — искривление пальцев, мозоли, сколиоз, остеохондроз и межпозвоночные грыжи. При длительном течении развивается деформирующий артроз, воспаляются мениски.
Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия. Родители, педагоги дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.
Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности. Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
Гигиенические факторы - это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм, искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.
Природно-оздоровительные факторы - хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.