ромашкина ирина
Алгоритм для построения организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с требования
▼ Скачать + Заказать документы
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей (1.2.);
• уважение личности ребенка;
• реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка (1.2).
Публикация «Алгоритм для построения организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с требования» размещена в разделах
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) (1.4);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (1.4);
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (1.4);
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) (1.4);
• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (1.6);
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации :
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- организованная образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей.
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности-
игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной и др.
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми : с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОО на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Современные Формы организации детских видов деятельности : игровые ситуации, обучающие ситуации, игры-исследования, игры-путешествия, творческие лаборатории, творческие мастерские, детские лаборатории, интерактивные праздники.
Алгоритм для построения организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
(построение конспекта или сценарного плана педагогического мероприятия с детьми)
• Каждое педагогическое мероприятие должно иметь четко сформулированную тему. Тема определяется с учетом темы недели и возрастной группы детей согласно реализуемой образовательной программы.
• Согласно изучаемой темы продумывается наиболее приемлемая и эффективная для данного дошкольного возраста форма организации педагогического мероприятия.
• Прописываются интеграция образовательных областей (рекомендуется не более двух) и виды деятельности детей на занятии.
• Определяется цель занятия, которая представляет собой конкретный ожидаемый педагогом результат реализации данной темы занятия.
• Цель занятия должна быть разбита на задачи (шаги достижения цели) : образовательные, развивающие и воспитательные.
• Перед проведением мероприятия тщательно продумываются средства обучения: используемое оборудование, раздаточный материал, материалы и пособия. Должно быть использованы лишь эстетичные современные наглядные пособия и дидактический материал. Сегодня особенно приветствуется демонстрация мультимедийных презентаций, других ЭОР.
• С целью обеспечения успешной детской деятельности любому занятию предшествует предварительная работа: речевое и познавательное развитие детей, накопление определенного багажа знаний, умений и представлений ребенка для того, чтобы новая информация легла на благодатную почву детского познания.
• В конспекте педагогического мероприятия прописывается ход работы, представленный следующими этапами: мотивационно-ориентировочный, поисковый, практический, рефлексивно-оценочный.
• Содержание учебного материала на занятии должно отвечать теме, цели и задачам педагогического мероприятия. Материал совместной деятельности должен быть логичным, доступным детям, отвечать требованиям индивидуального дифференцированного подхода, тесно связан с жизненным опытом детей.
• Вокруг «стержневой» (основной) деятельности во время педагогического мероприятия выстраиваются все остальные виды работ и упражнений с детьми. Каждое новое задание используется педагогом как база (мотив) для возникновения следующей деятельности.
• В связи с тем, что образовательная деятельность по ФГОС ДО направлена на формирование детских компетенций, педагогу при подготовке мероприятия важно продумать, через какие задания у детей будут накапливаться определенные умения, где ребенок может продемонстрировать свою успешность, опираясь на ранее накопленный и приобретенный опыт.
• Любое мероприятие обязано учитывать требования к оздоровительному режиму с учетом работоспособности и утомляемости детей дошкольного возраста. Этому способствует переключение видов деятельности, проведение физ. минутки, целесообразное распределение учебного материала и смена видов деятельности, перемещение в пространстве, смена поз и заданий.
• Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в занятии должны быть предварительно продуманы педагогом так, чтобы могли обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
• Воспитатель не должен забывать об эмоциональной стороне мероприятия, воспитывая любознательность и интерес к изучаемым фактам и явлениям. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствует раскрепощению детей и эффективному усвоению материала.
• Игровые ситуации, занимательная обстановка, введение персонажа (игрушки, героя-артиста) будут органичны на любом педагогическом мероприятии с дошкольниками. Но педагогу важно помнить о том, что игра либо персонаж не случайно приходят на занятие, они должны быть с детьми до конца занятия и вся работа с детьми, импровизированные диалоги должны быть обращены к гостям.
• Методы и приемы работы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей, развивать познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать. Задания должны меняться от коллективных форм организации переходить к подгрупповым или индивидуальным формам работы. Не нужно детям давать готовые знания, важно суметь организовать работу так, чтобы дети открывали новое сами, исследовали, обучались в общем деле.
• Важно помнить о позиции педагога в работе с детьми. В свете требований ФГОС ДО партнерское взаимодействие является основополагающим. Педагог несет идею занятия, ненавязчиво увлекает детей, обеспечивая открытый вход в НОД, вместе с детьми включается в поиск и решение проблемы. Сегодня педагог не «над детьми», а «рядом» («субъект-субъектная» позиции»).
• Педагогическая рефлексия. Педагогическая оценка действий детей важна, как и детская оценка, а в старшем дошкольном возрасте и самооценка. Девизом занятия должно стать: «Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо. А за что – тут нужно подумать всем вместе. Чему мы научились?» В детских рассуждениях формируются выводы, суждения, мнение о работе.
• По ФГОС ДО допустим свободный выход детей из совместной деятельности. Дети могут заниматься с увлечением тем, что им интересно (например, закончить поделку, ввести ее в другую игру и т. п.). Педагог заранее планирует организованный открытый выход из совместной деятельности (общую идею – что будем делать дальше) и ненавязчиво переключает детей на продолжение работы по данной теме (на прогулке, в вечерний период, на занятии по физической культуре, дома с родителями и т. п.)
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова)
1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения)
3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).