Наталья Тарасенко
Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А. И. Савенкову)
▼ Скачать + Заказать документы
Шаг 1.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приемы:
• Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения.
• Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.
• Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
• Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
• Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
• Постановка проблемных задач.
Публикация «Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А, И, Савенкову)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.
Отправными моментами могут быть:
• Реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления ( например: листопад) и общественные события ( например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).
• Специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.
• Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).
• Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
• Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы. (Измерение окружности ствола у дерева).
Шаг 2. Выбор темы исследования. Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследование организуется от мотива (потребности) детей, задача педагога на этом этапе - помочь осознать эту потребность.
Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов: выявление, изучение, определение.
Шаг 4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).
Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». (Способы проверки гипотезы (элементарные опыты) дети должны сформулировать и выбрать сами. Если дети затрудняются, то на помощь приходят воспитатель и родители).
Шаг 7. Провести эксперимент (опыт, наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы. Воспитатель может предлагать новые (не имевшие место в прошлой практике) эксперименты, но не в готовом виде, а как свое предположение и только после детских предложений: «Если мы сделаем так, что можем узнать?» Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребенок должен уметь пояснить, что он хотел узнать, как проверял, что получилось.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.
Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И. М. Коротковой) :
• Опыты (экспериментирование) ( Цель: освоение причинно-следственных связей и отношений).
Состояние и превращение вещества
Состояние воздуха, воды
Свойства почвы и минералов
Условия жизни растений
Свет и цвет в природе (оптические эффекты)
Простейшие механизмы, устройства
Эксперименты со звуками
Деятельность в контексте «опыты» :
- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;
- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;
- формулирование причинно-следственных связей (если., то. ; потому., что.);
- самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.
• Коллекционирование (классификация) ( Цель: освоение родовидовых отношений).
Виды растений
Виды животных
Виды строительных сооружений
Виды транспорта
Виды профессий
Коллекция многозначных слов и т. Д.
Деятельность в контексте «коллекционирования» :
- поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;
- размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).
• Путешествие по карте ( Цель: освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира)
Стороны света
Рельефы местности
Природные ландшафты и их обитатели
Части света, их природные и культурные «метки» -символы и т. д.
Деятельность в контексте «путешествие по карте» :
- обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
- обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;
- изучение растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т. п. ;
- заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).
• Путешествие по «реке времени» ( Цель: освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Прошлое и настоящее человечества
История жилища и благоустройства
История транспорта
История почты
История письменности (книги)
История профессий
Деятельность :
- обсуждение высказанных идей, предположений, предложение своей версии;
- фиксация «меток» времени на панно «река времени» (50*160 или 60*180 см – это линейное течение исторических событий. Островки: древность – старина – наше время;
- обсуждение, сопоставление результатов исследования.