Галина Ивановна Моисеева
Фотоотчет «Александр Невский — душа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Встречи в музыкальной гостиной
Классическая музыка в детском саду
«А когда напал на Русь
с войском рыцарь шведский.
Честь России отстоял
Цикл нетрадиционных занятий
«Александр Невский -душа России»
Для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель МБДОУ
«Детский сад «Ромашка»
Моисеева Г. И.
Смоленская обл.
п. г. т. Верхнеднепровский
Публикация «Фотоотчет „Александр Невский — душа России“» размещена в разделах
- Александр Невский
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2023
Цель: познакомить детей с духовным подвигом великого князя Александра Невского, историей средневековой Руси.
Задачи:
1. Формировать чувство гордости к верному сыну Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому, горячо любящего свой народ и Родину.
2. Формировать патриотическое отношение к Родине, интерес к ее историческому прошлому и настоящему.
3. Обогащать представления об историческом прошлом, связанном с духовной жизнью наших предков, традициях и обычаях.
4. Вызвать интерес детей к историческому прошлому страны через знакомство с на-циональным героем русского народа - Александром Невским.
5. Воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.
Актуальность. «У того, кто не помнит своей истории - нет будущего» А. С. Пушкин
Во все времена острым оставался вопрос о воспитании уважения и гордости к своей стране. Для этого необходимо знать историю, в которой немаловажную роль сыграли отдельные личности. Именно, пример их отношения к Родине поможет гордиться и, самое главное, уважать свою родную землю. Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее,— одно из самых светлых и любимых русским народом. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой — вклад его в строительство Российского государства бесценен.
Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени. Изучая интервал истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героический символ Александра Невского блещет из прошлого, освещая нам дорогу в будущее, являясь примером идеала русского духа.
Темы занятий
1 Александр Невский – великий полководец
2. Великий русский князь Александр Невский в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
• Муз, часть «Вставайте, люди русские»
• Муз, часть «Ледовое побоище»
• Муз, часть «Мёртвое поле»
• Муз, часть «Въезд Александра Невского в Псков
3. «За правое дело сражайся смело»
4. Итоговое занятие «Александр Невский - солнце Отчизны»
1 неделя: «Александр Невский – великий полководец»
Программное содержание
• Познакомить детей с великим полководцем Александром Невским.
• Дать понятие о том, как жил Александр Невский, когда был ребенком.
• Развивать интерес к историческим событиям, любознательность.
• Воспитывать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми. У девочек уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины.
• Расширить знания детей о воспитании детей в далеком прошлом.
Методы и приёмы
Беседа. Рассматривание иллюстраций. Слушание песни «Богатырская наша сила». Чтение отрывков из книг, поговорок о Родине.
Физкультминутка
Чтобы сильным стать и ловким, (Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)
Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.)
Носом вдох, а выдох ртом. (Руки на поясе, вдох-выдох.)
Дышим глубже, (Руки вверх - вдох; руки вниз - выдох.)
А потом шаг на месте, не спеша. (Шагаем на месте.)
Как погода хороша! (Прыжки на месте.)
Не боимся мы пороши, (Шагаем на месте.)
Ловим снег — хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.)
Хватит снега нам и вам. (Хлопаем в ладоши.)
Мы теперь метатели, (Изображаем метание левой рукой.)
Бьем по неприятелю. (Изображаем метание правой рукой.)
Размахнись рукой – бросок! (Изображаем метание левой, правой рукой).
Прямо в цель летит снежок. (Хлопаем в ладоши)
2 Неделя: Великий русский князь Александр Невский в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
Программное содержание
• Закреплять знания детей о творчестве С. Прокофьева.
• Познакомить с новым музыкальным жанром – кантатой.
• Продолжать формировать чувство гордости и уважения к верным сынам Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому и композитору С. Прокофьеву, увековечившему в музыке память о подвиге русского воинства.
Методы и приёмы
Искусствоведческий рассказ, вопросы к детям, слуховая и зрительная наглядность (слушание 4 тем из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»)
Искусствоведческий рассказ музыкального руководителя:
Много военных подвигов совершил князь Александр Ярославович. Его войско героически сражалось со шведами на Неве - реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским. Вскоре после Невской битвы ранней весной на льду Чудского озера произошло новое сражение, уже с немецкими рыцарями-крестоносцами. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей. Эта битва вошла в историю под названием «Ледовое побоище». Тонкий весенний лёд под отступающей немецкой конницей ломался, и рыцари, закованные в тяжёлые железные доспехи, уходили под лёд. Этим событиям посвящено одно из величайших произведений классической музыки русского композитора С. Прокофьева – кантата «Александр Невский». (Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь»). Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Она предназначена для отдельных певцов (солистов, хора и оркестра.
Предлагаю вам послушать одну из частей кантаты в исполнении хора в сопровождении симфонического оркестра «Вставайте, люди русские». Это призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор из кантаты «Вставайте русские» часто звучал по радио.
Затем появляется новая тема - певучая, привольная, светлая. Эту мелодию хор поёт на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». А теперь посмотрите картину художника изобразившего битву на Чудском озере под названием «Ледовое побоище» и послушайте следующую часть кантаты С. Прокофьева с таким же названием. В этой музыке слышно как тяжело мчатся закованные в тяжелые латы иноземные рыцари, враги, их страшный жестокий хорал - гимн смерти; а потом образы русских воинов – сильные, бесстрашные и вместе с тем светлые, радостные, несущие в себе жизнь и солнце. Завершает эту часть тихая и светлая тема «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобож-денную землю пришли мир и тишина.
Следующая часть кантаты «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц кантаты. Закончилась битва, русское войско победило, но какой ценой заплатили воины за эту победу? Ранним утром по бескрайнему заснеженному полю медленно идет девушка, всматривается в лица погибших, ищет среди них жениха. Поэтому ее скорбная песня так близка народным плачам и причитаниям. Ведь она оплакивает «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Ее скорбь – это скорбь Родины о погибших сыновьях. Эту песню называют «Песней Невесты».
Так дал отпор иноземным захватчикам талантливый полководец Александр Нев-ский. Ему принадлежат знаменитые слова: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!»
Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского в Псков». Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная, чудесно сливается с малиновым перезвоном праздничных колоколов.
Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Он причис-лен православной церковью к лику святых. Ему посвящены православные храмы благоверного князя Александра Невского. Он является небесным покровителем за-щитников нашего Отечества. ,
3 Неделя: «За правое дело сражайся смело»
Программное содержание
• Познакомить детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональ-ными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась.
• Закреплять названия вооружения предметов защитного русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и т. д.)
Методы и приёмы
Беседа, рассказывание поговорок и пословиц о Родине; Дидактическая игра «Поймай – назови». Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок».
Физкультминутка
Богатырь– вот он каков:
(показывают силача)
Он силён, он здоров.
(по очереди руки к плечам)
Он из лука стрелял.
(имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял.
Зорко-зорко наблюдал,
Подрастём и мы, смотри,
(поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
4 Неделя: Итоговое занятие «Александр Невский – солнце Отчизны»
Программное содержание:
• Закрепить знания детей, полученные на занятиях.
• Дать детям представление о том, как изменилась в течение веков одежда рус-ских воинов.
• Пробуждать интерес к истории Отечества.
• Учить воспринимать анализировать и сравнивать картинки; отвечать на во-просы.
• Развивать диалогическую речь, составлять рассказ-осмысление по картинкам.
• Учить в танце передавать основные элементы битвы, развивать координацию, образное мышление, чувство ритма.
Методы и приемы
Вопросы-ответы. Рассматривание картинок.
Игры на внимание, смекалку. Импровизации под музыку. Рефлексия.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня с помощью классической музыки нам удалось совершить путешествие в далёкие времена богатырской славы русского народа, почувствовать величие и мощь нашей страны. Что вам понравилось больше всего из нашего путешествия отразите, пожалуйста, это в своих творческих работах в группе. Мальчики, когда-то и вам придёт пора послужить нашей стране России. В заключении, исполним вашу любимую песню – «Герои – солдаты».
Ребёнок: Хочется героем быть
И тебе, и мне,
И Отечеству служить
На родной земле.
Дети исполняют песню «Герои – солдаты»
Слова С. Еремеева, Музыка М. Еремеевой
Дети исполняют «Русский парный танец»
Вывод: На основе знакомства с жизнью и подвигами святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского, у детей сформировался собирательный образ заступника Русской земли. Князь Александр Невский - народный герой. В2008 году по всей справедливости - он стал символом России.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Подводя итоги, я понимаю, что не нужно бояться рассказывать дошкольникам об историческом прошлом страны, о многочисленных войнах того времени. Детям свойственно правильное понимание добра и зла, чувства справедливости и сострадания, и они испытывают гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины.
Литература
1. Журнал «Музыкальный руководитель» № 8. 2013г.
2. Журнал «Музыкальный руководитель» №1. 2012г.
3. Методическая разработка «Проектная деятельность по развитию музыкального восприятия старших дошкольников средствами классической музыки», ГБОУ ДОУ № 915 г. Москва. В. М. Маслов
4. «Памятники истории и культуры», Верхневолжское книжное издательство, Ярославль 1983 г. О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2004. К. Ю. Белая
6. Методические рекомендации к комплекту книг «Моя Родина - Россия», 2009 г.
7. Интернет ресурс