Ковальчук Айше Сейдалиевна
Особенности гендерного этикета дошкольников в межличностных отношениях
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье проанализированы ряд авторов по проблеме исследования, рассмотрены межличностные отношения детей дошкольного возраста, гендерные особенности этикета в процессе игры, которая является основным видом деятельности в данном возрасте и формирование этикетного поведение дошкольников.
Публикация «Особенности гендерного этикета дошкольников в межличностных отношениях» размещена в разделах
Ключевые слова: этикет, игра, межличностные отношения, гендерные особенности, дошкольный возраст, культура
Актуальность. На современном этапе применяется гендерный подход с целью решения теоретических и практических вопросов при воспитании и обучении дошкольников. Анализируются различные модели гендерного воспитания девочек и мальчиков их применения в ДОУ, социальном обществе и в семье. Развитие гендерных исследований в педагогике, являются одним из составляющих оптимизации образовательной и воспитательной деятельности, которые находятся в постоянном поиске новых теоретико-методологических аспектов и механизмов влияния на социализацию и коммуникацию личности.
Анализ исследований в изменениях системы гендерных представлений у детей показал об необходимости внедрения гендерного подхода в процессе обучения и воспитания девочек и мальчиков в ДОУ. Подтверждение возможности педагогического влияния на идентичность девочек и мальчиков в современной системе подтверждает необходимость разработки и внедрения концепции и модели гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
К авторам, которые описывали гендерное воспитание можно отнести: Н. М. Борытко, А. О. Мудрик, Л. И. Столярчук, М. А. Радзивилова, Л. В. Штылева и другие.
Культуру поведения и этикет изучали такие авторы как: Л. Барахтова, С. В. Петерина, С. Теплюк, З. Ходонецких, А. И. Юдина, Т. Яковенко и другие.
Межличностные отношения детей дошкольного возраста исследовались: Т. В. Антонова, Л. П. Бухтиарова, Р. А. Иванова, Л. А. Кричевский, В. С. Мухина, Т. А. Репина, А. А. Рояк, С. Л. Рубинштейн и другие.
Особенностям взаимодействия и взаимоотношений с одногодками в дошкольном возрасте занимались такие исследователи, как А. Н. Веракса, Н. В. Куницына, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова и др.
Цель статьи - изучить особенности гендерного этикета дошкольников в межличностных отношениях.
Изложение основного материала.
Межличностные отношения дошкольников формируются в результате коммуникации между собой и взрослыми. В период дошкольного возраста, общение между детьми достаточно выражено, но не является активным. А в старшем дошкольном возрасте в ДОУ общение детей разного пола направлено на контроль и ограничениям в общении, это связано с гендерными особенностями процесса социализации на данном этапе онтогенеза [5].
В данный период происходит различия в освоении социальных ролей у детей. По данным современных исследований, у мальчиков выражена большая импульсивность и стремление к активным двигательным действиям, что затрудняет освоение ими ролей, которые предполагают ограничения активности мальчиков.
М. А. Радзивилова считает, что гендерные особенности в дошкольном возрасте определяются спецификой межличностного общения и восприятия детей, оцениванием друг друга с положительных и отрицательных сторон. Девочки чаще оценивают друг друга положительно, чем мальчики, которые склонны в большей степени к отрицательным взаимооценок. Дошкольникам свойственно оценивать сверстников таким качествами, какими их оценивают воспитатели [11].
Дети играют роль фактора, влияющего на половую дифференциацию. В результате освоения социальных ролей и полоролевой идентификации, которое связано с нравственным и моральным развитием ребенка. По результатам исследования установлено, что дошкольники более негативно относятся к нарушениям полоролевого поведения, чем младшие школьники. В данном случае мальчики проявляют нетерпимость к нарушениям полоролевого поведения больше, чем у девочек. Для дошкольников более важным фактором оказывается нарушение не самого поведения, а внешней атрибутики роли.
Таким образом, определены гендерные особенности детей дошкольном возраста в процессе межличностного общения и восприятия друг другом детьми.
По результатам исследований таких авторов, как: Л. А. Арутюновой, В. И. Кагана, И. С. Кона, Т. А. Репиной в старшем дошкольном возрасте рассматривается формирования психологического пола и становления гендерной идентичности в сензитивный период. На современном этапе полоролевое воспитание включает развитие различных сфер мужской и женской индивидуальности, помощь в осознании детей собственного образа Я-девочка, Я-мальчик, формирование гибкости полоролевого поведения и культуры взаимоотношения полов. Данная направленность дает возможность формирования у детей гендерной толерантности в условиях нравственного и культурного воспитания личности[2].
С. В. Петерина определяет культуру поведения дошкольников, как «комплекс полезных для социумома стабильных форм каждодневного поведения, как в быту и общении, так и в различных видах деятельности»[10].
Во время воспитании и обучении детей правилам современного этикета происходит приобретение ими гендерных характеристик. Этикет создает условия, благоприятные для общения дошкольников, не зависимости от них национальности, пола, психологическим и возрастным особенностям, уровню развития.
Компоненты культурного поведения дошкольников в процессе воспитания следующие:
- культурно-гигиенические навыки и привычки;
- культуру коммуникации между сверстниками и взрослыми, между мальчиками и девочками;
- культуру деятельности.
К основным этапам обучения детей правилам этикета можно отнести :
І этап: происходит формирование первичных представлений о поведенческих правилах в младшей и средней группах;
ІІ этап: раскрываются понятия этикета, правила поведения, нравственные и эстетические основы в старшей и подготовительной группах.
Формирование этикетного поведение детей дошкольного возраста происходит постоянно, при этом используются различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты (в реальной жизни, в специально созданных ситуациях).
Дошкольникам в ДОУ объясняют и формируют представления о различном поведении мужчины и женщины в процессе коммуникации. Например:
1. При входе в транспорт мужчины пропускаю женщину вперед, а при выходе подают ей руку.
2. Во время приветствия женщины говорят «здравствуйте» и слегка наклоняют голову, а сильный пол пожимает друг другу руки.
Данные навыки этического поведения закрепляются в процессе их проигрывания детьми.
Игра является наиболее эффективным средством формирования культуры поведения у детей. Во время игр, формируется физическое развитие, моральное воспитание, этические нормы, дисциплинированность, ответственность, которые очень важно в этикетном поведении дошкольника.
К основным играм развивающие особенности гендерного этикета дошкольников в межличностных отношениях можно отнести :
1) Музыкальные игры: мальчики приглашают девочек танцевать, а в конце танца провожают их на место.
2) Дидактические игры применяются для воспитания правил и норм этикета, для этого необходимо:
– подобрать из карточек цветовую гамму своей одежды;
– найти по картинкам одежду для прогулки, посещения театра, встречи гостей;
– разложить карточки с изображением посуды, столовых приборов для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола;
– выбрать на карточках подарки: маме, другу (подруге, бабушке, дедушке.
3) Сюжетно-ролевые игры способствуют практическому применению детьми поведенческих правил: например, игра в больницу знакомит с профессией врача и с правилами поведения в поликлинике, в кабинете у доктора, в аптеке.
Таким образом, в результате воспитания этических и культурных ценностей у детей дошкольного возраста происходит развитие гендерного этикета в процессе межличностного взаимодействия.
Выводы. В результате рассмотрены гендерные особенности дошкольников, которые в данном возрастном периоде определяются в процессе межличностного взаимодействия. Данное взаимодействие более эффективно проходи в игровой форме. С помощью культурных и этических игр развивается становления гендерной идентичности детей, поэтому является главной задачей в данном возрасте для полоролевого воспитания как в школе так и в семье.
Список литературы
1. Борытко Н. М. Гуманитарная парадигма образования в контексте гендерных исследований / Н. М. Борытко // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы. - Волгоград: Перемена, 2009. - С. 36-40.
2. Веракса А. Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. Выпуск 4. Часть II / Под ред. М. Ю. Кондратьева. – М. : МГППУ, 2006. – С. 4-19
3. Гендерное образование : учебное пособие / под общ. ред. Л. И. Столярчук. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 386 с.
4. Конышева Е. А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации / Е. А. Конышева. – Екатеринбург, 2006. - 23 с.
5. Куницына В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына. – СПб: Питер, 2002. – 544 с.
6. Клецина И. С. Психология гендерных отношений : Теория и практика / И. С. Клецина. – СПб. : Питер, 2004. – 384 с.
7. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Воронеж, 2003. – 164 с.
8. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании / А. О. Мудрик // Воспитательная работа в школе. -2003.- № 5. - С. 15-19.
9. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
10. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. - М. : Просвещение, 1986.
11. Радзивилова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ / М. А. Радзилова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-2. – С. 453-456