Ирина Кичеева
Актуальность включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин.
Во-первых, положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта - это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск - его непременная часть.
Публикация «Актуальность включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОО» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
в-третьих, п. 3.2.5. ФГОС ДО гласит: Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
И, в-четвертых, технология проектной деятельности сегодня широко используется в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.
Можно добавить и ещё одну из причин актуальности проектной деятельности : реализация проектов в ДОО способствует не только развитию у детей самостоятельной познавательной активности и навыков исследовательского поиска, но и коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса. Ведь, ни для кого не секрет, что введение ФГОС ДО обозначило не только проблемы перестроения образовательного процесса, но и выявило проблемы, связанные с необходимостью обучения педагогических работников работе в новых условиях.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Таким образом, актуальность и востребованность проектной технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис-следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно кон-струировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
2 слайд:
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду :
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержки педагога, сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
3 слайд Проект – это «пять П»
Так что же собой представляет ПРОЕКТ?
Как отмечают разработчики проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого «Познание строится не на запоминании, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка».
ПРОЕКТ- это 5 «П» : запомнить просто – пять пальцев руки
1-Проблема;
2 - Проектирование, планирование;
3 - Поиск информации;
4 - Продукт;
5 –Презентация результатов.
В ходе проектной деятельности идет решение пяти обозначенных этапов, которое строится на следующих принципах (обозначенных Н. Е. Веракса) :
1 –Проблема – она возникает перед ребенком и он задумывается над ее решением. Педагог может создать (организовать) проблемную ситуацию, но не должен предлагать свои варианты решения.
2 – Проектирование - взрослый не должен предлагать свои варианты решения проблемы, а постараться уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу;
3 - Поиск информации – происходит совместно с взрослыми (педагогами, родителями);
4 – «Продукт» проекта - может быть представлен в разных формах. Это может быть : портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.
Презентация результатов - в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к проблеме, личные смыслы, поэтому она всегда к кому то обращена, т. е. имеет адресный характер.
4 слайд. Типология проектов.
По количеству - Индивидуальные
- Групповые
По содержанию -Монопроекты (одна образовательная область)
-Интегративные (две и более образовательные области)
По продолжительности - Краткосрочные (1-4 недели)
- Среднесрочные (до 1 месяца)
- Долгосрочные (полугодие, учебный год)
По доминирующему виду проектной деятельности - Исследовательские
- Творческие
- Нормативные
5 слайд.
Исследовательский проект
Предполагает получение ответа на вопрос о
том, почему существует то или иное явление
и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Творческий проект
• Предполагает создание творческого продукта
Нормативный проект
• Предполагает создание свода правил:
по которым должны жить дети
6 слайд. Этапы разработки и проведения проекта (последовательность работы воспитателей)
1. Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей
2. Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели)
3. Намечаем план движения к цели, «как и где можем узнать» (поддерживаем интерес детей и родителей)
4. Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
5. Обсуждаем план с семьями
8 слайд.
6. Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему)
7. Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта
8. Даём домашние задания родителям и детям
9. Переходим к самостоятельным творческим работам.
(поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей – индивидуальные проекты
10. Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН, составляем альбом и т. п.)
11. Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете,
(проводим обобщение опыта)
9 слайд. Оформление методической разработки группового проекта
Содержание
1. Титульный лист (тема, разработчики)
2. Паспорт проекта :
-тип проекта
- участники
- сроки
-продукт проекта (итоговое мероприятие)
3. Актуальность, новизна
4. Проблема (отсутствие….).
5. Гипотеза (работа над проектом позволит….).
6. Цель и задачи проекта (в работе с детьми, родителями).
7. Возможные риски и пути выхода
8. Ресурсное обеспечение
9. Предполагаемый результат (в работе с детьми, родителями).
10. Реализация, этапы проекта (подготовительный, практический, заключительный)
11. Портфолио проекта (рабочие материалы)
12. Перспективы, распространение
10 слайд. Советы воспитателю по работе над проектом
1. Глубоко изучить тематику проекта
2. При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.
12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, праздника, выставки, организации музея и т. д.