Галина Ломова
Актуальность дидактических игр в организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».
Н. К. Крупская
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Публикация «Актуальность дидактических игр в организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Цель работы: развитие у детей самостоятельности в организации всех видов дидактических игр.
Задачи:
1. Формировать интерес к дидактическим играм
2. Развивать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения
3. Развивать умение выполнять роль ведущего в игре
4. Создавать условия для самостоятельного выбора детьми игры
5. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат игры
6. Создавать условия для использования д/и в ООД.
Пути реализации этих направлений:
Создание предметно-развивающей среды
Совместная игра педагога с детьми
Использование игр в ООД
Самостоятельные дидактические игры детей
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
• игры с предметами (игрушками, природным материалом,
• настольно-печатные
• словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, установление последовательности в решении задач.
Начиная с младшего возраста я использовала дидактические игры с матрешками, пирамидками, мелкими игрушками. Например д/и «Что изменилось?» (с матрешками). Во время этой игры у детей происходит активизация умственной деятельности, произвольного внимания, запоминания, связной речи. Д/и «Кто скорее соберет» (пирамидка). В этой игре развивается целеустремленность, сообразительность, умственная активность. Эти игры я старалась предлагать детям в утренний отрезок времени и во второй половине дня, так как кроме мыслительных действий развиваются личностные качества (усидчивость, желание довести до конца начатое). Развивается мелкая моторика, сенсорные качества и математические предпосылки (о форме предмета).
Продолжаю эту работу и с детьми подготовительной группы. Они по- прежнему любят игры с предметами: «Для чего нужен предмет?», «Кто потрудился?», «Не ошибись», «Похож - не похож» и др. Например, самая простая д/и «Что изменилось?» имеет своей целью развитие наблюдательности, связной речи и памяти. Эта игра выручает воспитателя в разных режимных моментах (ООД, на прогулке, в утреннем приеме, даже во время приема пищи). Д/и «Для чего нужен предмет?» - водящий показывает играющим сам предмет или его изображение на картинке, ребенок должен рассказать, для чего он нужен, что им можно делать, кому необходим этот предмет. В этой игре развивается грамматический строй речи, закрепляются знания о профессиях человека и т. д. Развиваются интегративные качества: «любознательный, активный», «способный решать интеллектуальные личностные задачи, адекватные возрасту». Игры с предметами используем в ООД: «Формирование целостной картины мира», «Коммуникация».
Дети подготовительной группы совместно с воспитателями изготавливают предметы-игрушки для д/ и: шумовые (из бросового материала, дидактические бусы (из киндеров) и др. Совместное изготовление предметов игры вместе со взрослым несет своей целью воспитать интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в образовательной области «Труд
Настольно-печатные игры - очень интересное занятие для детей моей группы, любимое. Игры разнообразны по видам : разные виды лото, домино, парные картинки, «На земле, в небесах и на море», «Кто построил этот дом?», «Зоологическое лото», «Что где растет», «Кем быть», «Кто быстрее». «На земле, в небесах и на море», «Кто построил этот дом?», «Что где растет», «Кем быть», «Кто быстрее». Есть готовые, приобретенные в магазине игры и изготовленные своими руками с детьми. Приобретая такие игры, я старалась учитывать гендерное воспитание: для мальчиков – «На земле, небесах и на море», «Кто построил этот дом?»; для девочек – разные виды лото, «Что где растет?». В этих играх формируется умение классифицировать предметы, развивается память, внимание, усидчивость, мелкая моторика (что очень важно для подготовительной группы). Закрепляются знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева и т. д., умение рассказать об изменениях, которые произошли с картинками.
Особый интерес у детей возникает, когда воспитатель выступает в игре в качестве партнера, а ребенок берет на себя роль ведущего. Коллективное взаимодействие взрослого и детей в д/и способствует проявлению взаимовыручки, возникновению чувства защищенности, эмоциональной отзывчивости, развиваются интегративные качества: «эмоционально отзывчивый», «любознательный, активный», «способный управлять своим поведением».
Дети подготовительной группы могут играть и без водящего, например д/и «На земле, в небесах и на море» - закрепляют классификацию транспорта по принципу кто быстрее построит цепь из транспорта одного вида. Игры такого вида широко используются во время ООД по ФЭМП, ребенок и окружающий мир, коммуникация.
В словесных играх используются приобретенные раннее знания о новых связях и новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Играя в дидактические игры, вовлекаешь детей в разные виды деятельности : закрепляются полученные знания, развивается речь детей, обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, воспитываются дружеские взаимоотношения детей. Эти игры помогают мне в ООД по коммуникации, по формированию целостной картины мира (познание).(Д/и «Отгадай-ка», «Похож – непохож», «А если бы…», «Назови одним словом», «Летает – не летает» и д. р.). Развиваются интегративные качества: «любознательный, активный», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «овладевший необходимыми умениями и навыками».
Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:
1. Игры, формирующие умение выделять главные признаки предметов, например, д. /и «Отгадай-ка». Дети упражняются в описании предмета по представлению ( по темам: транспорт, овощи, фрукты, профессии). В этих играх воспитывается находчивость, сообразительность, выдержка, развивается связная речь.
2. Игры, для развития умения сравнивать, например, «Кто больше заметит небылиц». В этой игре развивается умение отличать реальное от выдуманного. Еще можно использовать игры «Похож не похож», «А если бы.»
3. Игры, развивающие умение обобщать и классифицировать предметы. Например: «Кому что нужно», «Назови одним словом», «Назови три предмета» : развивается умение классифицировать предметы по определенному признаку, развивается мышление, речь, смекалка.
4. Игры на внимание, сообразительность, быстроту мышления: д. и «Испорченный телефон», «Летает – не летает», «Краски», «Черное и белое не называть». В этих играх воспитывается внимание, быстрота мышления, выдержка.
Если в этих играх я принимаю участие вместе с детьми, они получают большее эмоциональное удовольствие от игры, так как ощущение справедливости победы пока еще не всегда переживается адекватно детьми 6-7 лет, а воспитатель на условиях игрока вместе с детьми помогает справедливо разрешить результат игры. Во время игры решаются задачи образовательной области «коммуникация», «познание».
Я заметила, что дети, которые особенно любят играть в д/и, приобщают к игре своих родных дома (мам, пап, бабушек братьев и сестер). Родители обращаются с просьбой объяснить правила понравившихся игр, так как дети настаивают на своих правилах, им чаще хочется быть победителем в игре. Эти дети более усидчивы, ответственнее других, чаще доводят начатое дело до конца.
В работе с родителями используем консультации: «Игры – дома», «Игры с больным ребенком в семье», «Учите – играя» и др. Проводили мастер – классы для родителей по организации досугов с детьми, семинар – практикум «Игрушки из бросового материала», выставки: «Блестящие игрушки», «Новогодние фантазии».
А. И Сорокина справедливо указывает, что д/и должна быть подобна книге, чтобы через занимательный сюжет показывать многие явления жизни, уточнять представления детей о мире.
Литература:
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». Москва. Просвещение. 1985.
2. Губанова «Развитие игровой деятельности». Мозаика – синтез. Москва. 2010.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Система воспитания индивидуальности дошкольников». Воронеж. 2007.