Александр Владимирович Гришин
Актуализация применения школьниками знания и умения при продуктивном решении
▼ Скачать + Заказать документы
В современном образовании наиболее актуальными являются умения школьников применять знания, умения и навыки на практике, решать различные задачи и проблемы и стараться действовать
максимально продуктивно.
Кроме того, происходит смена цели современного образования, что заключается в основном упоре на компетентностный и личностно-ориентированный подходы в обучении.
Темочки:
Технология развития критического мышления соответствует вышеуказанным требованиям, ведь именно оно позволяет вести эффективную работу с поступающей информацией. В век цифрового развития, где значительно расширены границы информационного пространства, развитие критического
мышления школьников является наиболее актуальным.
Отметим, что слово «критический» означает некий оценочный компонент. Критическое мышление обладает целью получения желаемого результата, который является обдуманным и взвешенным.
Критическое мышление также связано с анализом, ведь оно предполагает анализ информации с учетом личностно-психологического подхода и применения конечных результатов в самых разнообразных ситуациях.
Таким образом, критическое мышление - это умение задавать осмысленные вопросы, вырабатывать весомые аргументы, принимать обдуманные решения.
Целью данной образовательной технологии является развитие интеллектуальных умений школьников, которые используются не только в учебе, но и в повседневной жизни, например, принимать обдуманные решения, работать с информацией в сети Интернет, анализировать различные стороны явлений и объектов и многое другое. Вопросы формирования функциональной грамотности находятся «на слуху» педагогического сообщества уже не первое десятилетие. Чем обусловлен такой постоянный интерес к данному явлению?
Окружающая нас действительность стала сложнее, чем несколько десятков лет назад: появились новые технологии, профессии, сферы экономики, произошли социально-психологические изменения самого человека. Современный мир «эволюционировал» из аналого-текстологического в визуальноцифровой, что определило необходимость переосмысления понятия «функциональная грамотность»
(которая изначально определялась как «простейшая совокупность умений писать и читать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем») и внедрения специализированного
подхода к вопросам ее развития в педагогике. Наиболее полным мы считаем определение данного понятия как «способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро тироваться и функционировать в ней, которая представляет собой уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде». Оно включает несколько значимых компонентов: математическая грамотность,
читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Каким образом данные компоненты могут формироваться на занятиях по экономике и иностранному языку? Следует отметить, что изучение данных предметов само по себе является эффективным ресурсом формирования ряда компонентов функциональной грамотности, так, коммуникативный характер обучения иностранным языкам позволяет развивать умение вести командную работу, разрешать конфликты, осуществлять инициативное сотрудничество в ходе решения речевой задачи и т. д., а экономика имеет прямое отношение к финансовой грамотности. Однако само по себе преподавание этих предметов не является достаточным. Педагогу необходимо привносить специализированные задания в каждый урок.
Однако успешность формирования функциональной грамотности зависит не только от грамотного отбора текстовой и графической информации, она также определяется формами и методами обучения, системой диагностики и оценки достигнутых результатов, программами дополнительного образования, моделью управления образовательным учреждением, наличием образовательной среды, которая основана на партнерстве всех участников образовательного процесса, включая родительскую общественность.
В заключении отметим, что работа по формированию функциональной грамотности у школьников и студентов СПО должна строиться на основе соблюдения следующих принципов:
включение работы с различными формами представления информации (рисунки, тексты, таблицы, диаграммы);
работа должна строиться на реальных данных, величинах и единицах измерений;
поощрение проявления самостоятельности обучающихся, опора на их учебный и жизненный опыт;
включение задач по функциональной грамотности в образовательный процесс в рамках всех предметных областей. Эффективность педагогической деятельности, которая организуется учителем на уроке и вне
его, обусловлена не только продуманным выбором предметных технологий, но и умением взаимодействовать, управлять эмоциональными вербальными и невербальными контактами с учащимися, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать противоречия и конфликты, умением преодолевать коммуникативные барьеры и осложнения.
Важность применения невербальных средств повышает эффективность и привлекательность учебного процесса, помогает управлять им.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости разработки группы мероприятий, направленных на развитие умений и навыков использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение построения невербального процесса общения включало разработку и проведение мини-лекции «Невербальное общение в педагогической деятельности», формирование словаря невербальной коммуникации, а также разработку и
апробировании на практике тренинговой программы развития умений и навыков использования невербальных средств общения учителем в профессиональной деятельности.
Предметом исследования является совершенствование педагогического мастерства учителя в контексте применения невербальных средств общения.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и эмпирическом подтверждении эффективности психолого-педагогического сопровождения построения невербального процесса общения педагогов для совершенствования их педагогического мастерства в контексте применения невербальных средств общения.
Гипотеза исследования заключается в том, что грамотно организованное психолого педагогическое сопровождение построения невербального процесса общения позволяет повысить уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения и сформированности представлений преподавателей о степени использования невербальных средств общения в своей деятельности.