Ольга Рогаткина
Активные формы взаимодействия педагога и родителей в интересах ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Активные формы взаимодействия педагога и родителей
в интересах ребёнка.
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и
педагоги».
А. С. Макаренко.
В Законе РФ "Об образовании" говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте». То есть, семейное воспитание признано ведущим. А вовлечь семьи в единое образовательное пространство, поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность, призваны педагоги. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие. Педагог должен знать и учитывать условия семейного воспитания, а родители – условия воспитания в дошкольном учреждении. Также необходимо обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Основная цель такого взаимодействия – установление доверительных отношений между родителями и педагогами в интересах ребенка.
Публикация «Активные формы взаимодействия педагога и родителей в интересах ребёнка» размещена в разделах
Для установления партнерских отношений между участниками педагогического процесса, приобщения родителей к жизни детского сада существуют разные традиционные, так и нетрадиционные формы общения.
Беседа.
Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьёй. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя. Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно, а воспитатель по каким-либо причинам не может уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы, он договаривается о встрече в удобное для всех время. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно. Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребёнка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогом вообще. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с дошкольным учреждением.
Консультация.
Консультации бывают индивидуальными и групповыми. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей, взаимоотношениями педагогов и детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей, беседами с разными членами семьи. Этот вид работы имеет двойное значение. С одной стороны родители в доверительной обстановке обсуждают аспекты воспитания и обучения их ребёнка, с другой стороны, педагоги получают важную для себя информацию и дают родителям квалифицированные советы. Рекомендации и советы педагога должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности конкретного ребёнка. Прежде чем что-то посоветовать родителям, необходимо постараться тщательно изучить вопрос: почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога, то консультацию может провести соответствующий специалист.
Родительское собрание.
Родительское собрание – организационная встреча педагогов и родителей - двух сторон, участвующих в воспитательно-образовательном процессе, для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны – детей. Собрания могут быть как классическими, так и в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, круглого стола, мастер-класса, родительских конференций и др. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учётом пожеланий родителей. Однако следует уходить от традиционного чтения доклада, когда родители остаются в роли пассивных слушателей. Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов с коллективом родителей, обмен необходимой информацией, моделирование задач, методов и перспектив воспитания детей в условиях детского сада и семьи. На такие встречи можно приглашать различных специалистов. Привлекают родителей к этой форме общения совместные занятия детей с родителями, театральные постановки, различные тренинги.
Анкета.
С помощью анкеты удобно получить данные или информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Анализ анкет выявляет степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований и педагогической культуры семьи. Воспитатели, опираясь на опыт определённых семей, могут запланировать предстоящую работу.
Не стоит забывать, что педагог несёт персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученных сведений.
Родительские уголки.
Родительские уголки являются традиционной формой работы с родителями и законными представителями воспитанников дошкольного учреждения. В нём помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, советы, задания. Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Папки-передвижки.
Динамичная форма педагогической пропаганды - папки-передвижки. Это красиво оформленные и украшенные иллюстрациями полезные материалы по определенной тематике от безопасности детей до описания времён года и праздников. Они удобны в использовании, т. к. складываются и не занимают много места при хранении.
"Карманная информация".
Буклет — информационное издание, отпечатанное на одном листе, как правило, многокрасочное, сложенное любым способом в один или несколько раз. Памятки в виде буклетов очень удобны тем, что родители в силу своей занятости не всегда могут найти время, чтобы продолжительно общаться с педагогом, консультироваться. А получив буклет, они могут выбрать удобное для себя время, чтобы изучить информацию и воспользоваться ею.
При разработке буклетов можно руководствоваться темами, которые предусмотрены в перспективном плане работы с родителями и предлагать их всем родителям.
Так же такие карманные источники можно разрабатывать адресно или для небольшой группы родителей по индивидуальным вопросам воспитания и обучения.
Информационный листок.
Информационный листок содержит сведения о жизни группы и детского сада, объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьбы принести необходимые для занятия материалы или оказать иную помощь; рекомендации по выполнению с детьми домашних заданий; обсуждение текущих событий в группе; благодарности за помощь и участие родителей в жизни детского сада.
Групповой чат.
Современная и очень удобная форма общения родителей и педагогов – групповой чат в WhatsAppMessenger. Здесь мы выкладываем видео и фото занятий и свободной игры детей, сообщаем родителям о предстоящих мероприятиях. Родители задают вопросы, общаются друг с другом. Все темы общения касаются только детей.
Чаты, которые воспитатели создают для общения с родителями, очень удобны в современном мире, так как: они позволяют оперативно донести важную информацию до всех заинтересованных лиц; собрать нужные сведения; учесть мнение каждого; ответить на интересующие родителей вопросы. Однако такой формат общения предполагает соблюдение ряда правил, которые могут минимизировать возникновение конфликтных ситуаций между участниками чата, а также позволят педагогу сохранить границы между рабочим и личным временем. Они должны быть прописаны при создании чата. Администратору необходимо время от времени напоминать о них: корректно, но твёрдо, возвращая участников дискуссии в рамки конструктивного и уважительного диалога.
День открытых дверей.
День открытых дверей - одна из форм работы с родителями, которая предоставляет им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса, с условиями проведения занятий, с организацией игровой деятельности и питания детей, с воспитателями групп и сотрудниками детского сада.
Цель проведения данного мероприятия – формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей и общественности; установление партнёрских отношений с семьями воспитанников.
Родители в роли воспитателей.
Родителям предлагается выступить в роли педагога. Занятия с родителями предполагают повышение их компетентности в области индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка и в сфере предлагаемых программой занятий. Родители должны понять, чем дети занимаются, и в силу своих возможностей развивать и поддерживать то, чему их учат. Совместное мероприятие позволит родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с другими его сверстниками.
Благодаря такой форме работы родители начинают осознавать свою роль в коррекционном воспитании ребёнка, что приводит к изменению отношения к его личности и повышается активность родителей во взаимодействии с педагогами группы.
Родительский час.
Участие родителей в образовательной деятельности: родители выбирают тему из близкой им области знаний и готовят занятие вместе со своим ребёнком. Важно, чтобы это был не рассказ, а действо: конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно участвуют все дети.
Таким образом, внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей позволяет обогатить опыт межличностного общения и взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, а так же является обязательным условием успешного решения воспитательных задач, способствует всестороннему развитию психических и физических качеств дошкольников.