Александр Владимирович Гришин
Активность организма ребенка и определяющих направленность поведения и мотивации в образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Активность организма ребенка и определяющих направленность поведения и мотивации в образовательных учреждениях
Исследовательская позиция по отношению к человеку подразумевает попытку не просто описания того «что» он делает, но и «почему» и «зачем» он это делает. Даже на бытовом уровне очевидно, что наша оценка того или иного поведения включает в себя учет мотивационного (от фр. motif – причина) фактора.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Психологические факторы ребенка, которые побуждают, направляют, поддерживают и прекращают специфические виды деятельности, называются мотивацией. Проблема мотивации возникает в связи с двумя типами событий. Во-первых, когда мы обращаем внимание на то, что в аналогичной ситуации два человека ведут себя по-разному. Во-вторых, когда один и тот же человек в различных ситуациях обнаруживает схожее поведение. В обоих случаях исследователю приходится предположить, что ребенок находится под воздействием ряда внутренних условий, которые объективно проявляются как в межиндивидуальной вариативности, так и в индивидуальной устойчивости поведения.
Понятие мотивации в психологии употребляется в двух смыслах:
1) как система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения ребенка (сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления);
2) как характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне (другими словами – мотивирование).
Можно выделить несколько параметров, характеризующих мотивационную сферу ребенка :
- развитость – характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов;
- гибкость – описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы (между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями);
- иерархизированность – характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.
Мотивация обусловливает целенаправленный характер действия. В. Г. Леонтьев предложил рассматривать два вида мотивации :
1) первичная мотивация проявляется в форме инстинкта, влечения, потребности;
2) вторичная мотивация проявляется в форме мотива.
Мотивы, в свою очередь, делятся на внутренние (формируются на основе потребностей ребенка, его эмоций, интересов) и внешние (формируются под воздействием ситуации, факторов внешней среды).
Мотивацию, как правило, составляет не какой-либо один мотив, а определенным образом структурированная их совокупность, включающая и внешние, и внутренние составляющие.
Потребности, мотивы, цели – основные составляющие мотивационной сферы человека. Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах; каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей.
Потребности возникают и находятся внутри детей, и у каждого проявляется индивидуально. Они возникают как осознанно, так и неосознанно, при этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения, поэтому каждый ребенок стремится освободиться от нее – удовлетворяя, подавляя или не реагируя на нее.
В отечественной и в мировой психологии формировались различные взгляды на сущность потребностей. Так, потребность рассматривалась как нужда (Д. Н. Узнадзе, как предмет удовлетворения нужды (В. Г. Лежнев, как отсутствие блага (В. С. Магун, как необходимость (Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев, как состояние напряжения (В. Н. Мясищев, П. А. Рудик, как системная реакция (Й. Шванцер) и пр.
Потребности порождают желание или стремление к определенному осязаемому или неосязаемому результату. Пытаясь удовлетворить свои потребности, дети выбирают ту или иную линию целенаправленного поведения, которое становится возможным только при встрече потребности с конкретным предметом. Внутренний дискомфорт от ощущения неудовлетворенности в сочетании с определенным ситуационным стимулом могут вызывать психическое состояние, которое характеризуется актуализацией определенной потребности. Потребность ищет своего удовлетворения в определенном предмете. Когда она находит этот предмет, то в опыте образуется устойчивая связка «потребность – предмет», которая и становится движущим мотивом поведения.
Природная незапрограммированность связок «потребность – предмет» у человека (по сравнению с животными, у которых эти связки, как правило, закреплены инстинктивно) создает для него не только преимущества гибкой адаптации, но и риск драматических ошибок псевдоадаптации. Например, попытки воспитателей форсировать у ребенка развитие высших потребностей и мотивов (при неудовлетворенности и несформированности низших потребностей и мотивов) приводят к разнообразным дефектам и нарушениям мотивационной сферы. Хронически фрустрированные (неудовлетворенные) потребности начинают опредмечиваться в «запретных» мотивах, существование которых сам ребенок не осознает. Эти «запретные» мотивы прорываются в поведении всякий раз, когда снижается внешний или внутренний сознательный контроль над поведением. Рецидивы таких прорывов формируют «альтер-эго». Так, «тихоня» в классе оказывается «хулиганом» во дворе, т. е. сверх контроль и заорганизованность его поведения в школе и дома (недостаток удовольствий, свободы и игровой спонтанности) оборачиваются формированием асоциальной картины поведения «агрессивного психопата» в кругу сверстников.
Таким образом, потребности предшествуют формированию мотивов. Процесс нахождения конкретного объекта, который может удовлетворить потребность, называется опредмечиванием, а мотив может быть определен как «предмет потребности», как побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое или не осознаваемое им.
Мотивы обладают большей или меньшей степенью осознанности. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. Например, милиционер, возвращающийся с дежурства и услышавший из подворотни крик о помощи, бросается туда из чувства профессионального долга. Увидев, что хулиган выхватил мобильный телефон у очень симпатичной девушки и пытается убежать, наш герой начинает погоню за правонарушителем уже из других побуждений. Возможно, если бы девушка была менее красива, такое рвение не было бы проявлено и дело ограничилось бы сочувственным предложением обратиться к своему участковому для составления протокола.
Как относительно потребностей, так и относительно мотивов существуют различные точки зрения. Большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет, либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.
Мотив как цель (предмет). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется действие, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения ребенка.
Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям – смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев).
Мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив, высказанная Л. И. Божович, А. Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном, дает ответ на вопрос, «почему» осуществляется активность человека, поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека к преобразованию среды с целью удовлетворения нужд. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы, «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность.
Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанное с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.
Мотив как устойчивое свойство личности. Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека в той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживаются и ряд отечественных психологов, в частности К. К. Платонов, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин.
Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка – внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В. И. Ковалев определяет мотивы как осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив - это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.
Попытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту – это тупиковый путь, поскольку поведение как системное образование, обусловлено системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации. Для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены, как бы это ни казалось громоздким и неудобоваримым. При таком понимании правомерно рассмотрение мотива в качестве сложного интегрального психологического образования. Следовательно, мотив личности – это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека. Кроме того, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются интересы, желания и намерения, задачи.
Задача – это частный ситуативно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе выполнения действий, направленных на достижение определенной цели, возникает трудность, которую преодолевают, благодаря постановке конкретной задачи.
Таким образом, мотивационная сфера ребенка имеет сложную структуру и определяется уровнем выраженности его потребностей, мотивов, интересов, желаний и выполняемых задач в процессе деятельности.
Интерес – это смещение потребности с предмета на сам процесс активной деятельности с данным предметом. Это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью. Например : интерес к себе могут вызвать самые разнообразные события, любой частный раздражитель (слуховой, зрительный) и т. д. Интересу соответствует особый вид деятельности — ориентировочно-исследовательская. Высший уровень такой деятельности (имеющиеся лишь у человека) — научные и художественно-творческие изыскания.
Желания и намерения – это ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий.
К сожалению, трудно назвать общепринятую классификацию потребностей и мотивов личности. На настоящий момент наиболее актуальной является иерархическая схема, предложенная А. Маслоу – представителем гуманистической психологии. А. Маслоу высказал мнение, что все потребности являются врожденными и делятся на витальные и духовные. Согласно выстроенной им иерархии, в основании пирамиды человеческих потребностей лежат потребности физиологические, а венчают ее потребности, связанные с самореализаций каждого ребенка – наивысшим уровнем психологического проявления. Движение от потребности к потребности происходит снизу вверх, т. е. от удовлетворения потребности нижнего уровня – к удовлетворению потребности каждого последующего уровня, т. е. доминирующие потребности, расположенные внизу пирамиды, должны быть в достаточной мере удовлетворены прежде, чем человек сможет осознать наличие у себя потребностей более высокого порядка и быть мотивированным ими в своих действиях.