Анна Соколова
Активизация творческого потенциала педагогов в условиях инновационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетные направления методической службы ДОУ
Обеспечить достойный уровень дошкольного образования в современном мире невозможно без разработки и внедрения инновационных приемов и технологий.
Инновация в области педагогики предполагает создание, освоение и практическую реализацию научно-практических педагогических достижений. Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, выражающей готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Среди таких характеристик можно назвать: способность к восприятию информации, обогащение своих профессиональных знаний, выдвижение перспективных идей, нахождение решения нестандартных педагогических задач. Создание условий непрерывного профессионального развития необходимо для повышения результативности образовательной деятельности педагога. В связи с этим стоит задача: повысить эффективность методической деятельности, подобрать формы, способы обучения, методики и технологи, которые смогут помочь в повышении квалификации, профессиональном развитии, преодолении реальных проблем и трудностей в условиях инновационной деятельности.
Публикация «Активизация творческого потенциала педагогов в условиях инновационной деятельности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Основные направления инновационной деятельности педагогического коллектива ДОУ определяются содержанием и задачами дошкольного образования.
Исходя из них, целями методической службы нашего детского сада являются:
• Реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса;
• Создание условий для эффективного развития ДОУ;
• Обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу
Задачи методической службы:
- обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки педагогов;
- создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
- организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития в инновационных процессах;
- обеспечение взаимодействия специалистов в условиях деятельности в инновационном режиме;
- проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения, достигнутых результатов в активизации творческого потенциала педагога.
Планирование деятельности ДОУ на учебный год
Планируя и разрабатывая организационные формы, я исхожу из того, что в процессе профессиональной деятельности педагог научится целенаправленно организовывать свою работу и находить авторские решения возникающих задач. В результате педагог сможет претендовать на присвоение ему более высокой, квалификационной категории.
Организация методической работы по активизации творческого потенциала педагогов
Работу старшего воспитателя я начала с изучения способностей и профессиональных качеств педагогов через традиционные и нетрадиционные формы работы. После чего спланировала свою работу по следующим направлениям:
• Планирование работы ДОУ на новый учебный год;
• Работа по повышению профессионализма педагогов;
• Создание медиатеки, с целью использования в образовательном процессе, в методической работе с педагогами;
• Разработка методических мероприятий с использованием ИКТ, методов активизации педагогов, позволяющих обеспечить участие всех в методическом мероприятии.
Для повышения профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы работы, тематика которых зависит от направлений и годовых задач работы ДОУ.
Годовая задача Формы методической работы Методы и приемы активизации педагогов
Сохранять и укреплять здоровье дошкольников через реализацию здоровьесберегающих технологий Консультация «В здоровом теле здоровый дух»;
Мастер – класс «Учимся быть здоровыми»;
Открытый просмотр НОД с использованием здоровьесберегающих технологий – образовательная область «Физическая культура»;
Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Посещение утренних гимнастик;
Медико-педагогическое совещание «Организация здоровьесберегающего пространства в группах младшего дошкольного возраста;
Семинар – практикум «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешной работы ДОУ»;
«День Здоровья» в ДОУ;
Инструктажи педагогов «Охрана жизни и здоровья дошкольников»
Беседа, аэробика, командные соревнования, собеседования, упражнения на снятие эмоционального напряжения
2. Совершенствовать работу ДОУ и семьи по правовому воспитанию дошкольников Семинар – практикум «Мальчики и девочки – любить по-разному, учить по-разному»;
Консультация «Ребенок и его права»;
Смотр – конкурс «Оформление наглядно- информационного стенда для родителей «Права ребенка»;
Педагогический совет «Правовое воспитание дошкольников» Презентации, деловая игра, памятки, блиц – опрос
3. Развивать творческие способности дошкольников средствами музыки и изобразительной деятельности Конкурс поделок из природного материала «У осени в лукошке», «Символ нового года»;
Консультация «Устроим дома картинную галерею»;
Открытый просмотр НОД – образовательная область «Музыка», «Художественное творчество»;
Педагогический совет «Развитие творческих способностей дошкольников»;
Тематический контроль «Художественно – эстетическое воспитание детей в группе» Решение педагогических ситуаций, деловая игра, изготовление пособий
По моему мнению, методический кабинет ДОУ – это педагогическая мастерская, своеобразный научный центр дошкольного учреждения. В кабинете есть информационные стенды для педагогов, выставка новинок методической литературы, методическая литература (нормативно – правовая и по всем видам детской деятельности).
В помощь педагогам собраны модели комплексно-тематического планирования, конспекты непосредственно образовательной деятельности, диагностический пакет, опыты работы педагогов первой и высшей квалификационной категории.
Важным моментом в развитии методической службы считаю формирование единого информационного пространства, создание банка данных о достижениях науки и передовой практики (информационные сайты в интернете, создание индивидуальных сайтов педагогов детского сада и самого ДОУ, так как сегодня информатизация методической службы – одно из самых главных условий, обеспечивающих подготовку кадров.
Каждый педагог помимо реализации основной общеобразовательной программы ДОУ имеет возможность осуществлять работу по индивидуальному приоритетному направлению, то есть заниматься самообразованием. В конце учебного года стали традицией творческие отчеты педагогов в различных формах (презентации с использованием ИКТ, мастер – классы, консультации и др.).
Осуществление образовательной деятельности в ДОУ с учетом ФГОС ДОдало новый толчок, новую возможность педагогам проявить свои творческие способности, а также вызвало ряд трудностей, мешающих в полной мере реализовать творческие находки педагогов :
• Недостаток методической литературы;
• Сокращение объема подписных периодических изданий в ДОУ;
• Несоответствие игрового оборудования, учебных наглядных материалов ДОУ современным требованиям;
• Необходимость прохождения курсов повышения квалификации.
Таким образом, работа методической службы, не смотря на имеющиеся трудности, формирует у педагогов профессиональную компетентность, потребность в саморазвитии, в использовании современных технологий, направленных на преодоление педагогических стереотипов, развитие способности к рефлексии, овладение коммуникативными навыками и умение быстро реагировать на возникающие проблемы и решать их.
Использование в практике работы инновационных технологий делает образовательный процесс для воспитанников интересным, позволяет осуществлять образовательный процесс в ДОУ с учетом современных требований, обеспечивает адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников.
Мониторинг деятельности методической службы ДОУ по повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива
Функции методической службы также заключаются в проведении диагностики профессиональной деятельности педагогов, определении запросов, проблем. В ходе анкетирования по определению творческого потенциала педагогов были выявлены следующие проблемы:
• Неумение представлять результаты своей деятельности;
• Отсутствие навыков формирования портфолио;
• Отсутствие интереса к инновациям, пассивность;
• Низкая самооценка профессиональной компетентности.
Проведенный мониторинг качества профессионально – личностных способностей педагогов позволил осуществить дифференциацию педагогов по степени профессионального мастерства, по степени принятия инноваций и участия в них, подобрать формы методической работы с педагогами, имеющими низкий уровень.
В течение года в соответствии с графиком осуществлялся контроль над профессиональной деятельностью педагогов (тематический, фронтальный, оперативный). Результаты заносились в специальные карты.
Осуществление методической работы по формированию творческого потенциала и профессионального роста педагогического коллектива в детском саду подразумевает долгосрочный, систематический характер действия, в связи, с чем намечены следующие перспективные мероприятия:
• Повышение качества методической деятельности;
• Осуществление повышения профессиональной компетентности через прохождение курсов повышения квалификации, согласно плану – графику;
• Подготовка молодых педагогов к аттестации;
• Организация серии семинаров на тему «Организация работы по самообразованию и обобщению опыта работы», «Инновационные процессы в дошкольном образовании», «ИКТ в ДОУ»;
• Введение в практику работы ДОУ творческих конкурсов «Воспитатель года детского сада» и другие;
• Продолжение работы по созданию индивидуальных блогов на сайтах педагогов –новаторов и обобщению опыта на разных уровнях.
Таким образом, ориентация на запросы педагогов, систематичность и целенаправленность работы по повышению их профессиональной компетентности, раскрытие творческого потенциала каждого педагога и коллектива в целом, поиск новых форм работы с педагогами, соответствующих требованиям времени и создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, позволяет обеспечить планомерное повышение качества образования в ДОУ.