МААМ-картинки

Активизация познавательного развития детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Саенко Екатерина
Активизация познавательного развития детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Саенко Е. В.

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №104»

Активизация познавательного развития детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Публикация «Активизация познавательного развития детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах

Аннотация. В данной статье было рассмотрено использование нетрадиционной техники рисования как одного из эффективных средства познавательного развития детей раннего возраста. Период раннего возраста является наиболее подходящим для развития познавательного развития, именно в этом возрасте каждый ребенок с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир, представляя собой маленького исследователя.

Познавательное развитие играет очень важную роль в жизни ребенка раннего возраста.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, дети раннего дошкольного возраста, ФГОС, ИЗО, развитие, познавательное развитие.

На сегодняшний день с внедрением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогами ставятся более серьезные задачи. Поэтому современный воспитатель должен обладать определёнными качествами – это специалист-исследователь, инициативный, творческий, широко образованный, умеющий нетрадиционно, интересно организовать свою работу, предоставить детям возможность проявить себя как творческим личностям. [1]

Согласно, Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС) такая образовательная область, как художественно - эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Поэтому, крайне важно помочь дошкольнику в развитии изобразительной деятельности. Данный процесс положительно влияет на развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста. Стоит отметить то, что применение нетрадиционных техник рисований развивает у дошкольников воображение и фантазию, так как дети с раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре. Созданный образ, в частности, рисунок, может выполнять разные функции, что способствует проявлению познавательному развитию ребенка. [2]

Изучением нетрадиционных техник рисования занимались такие педагоги и исследователи как: Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. Б. Косминская, Н. П. Костерин, Н. Б. Халезова, А. В. Никитина, О. М. Дьяченко, Е. А. Медведева, Е. А. Сошина, Л. И. Фомичева и др. Вопросами применения нетрадиционных техник рисования в познавательном развитии нашли отражение в работах: Е. А. Барановой, Ю. Ю. Березкиной, И. Г. Мосина, А. В. Никитиной, Н. Н. Поддьякова, Н. П. Сакулиной, и других. [3]

Изобразительная деятельность - одно из самых интересных занятий дошкольников в раннем возрасте, ведь именно через рисование красками, карандашом и другими материалами у ребенка есть возможность передать свои впечатления от окружающей действительности, выразить свое отношение к ней. Но изобразительная деятельность может принять творческий характер только тогда, когда у детей развивается воображение, образное мышление.

Именно период раннего дошкольного возраста считается периодом расцвета нетрадиционного детского рисунка. В этот период жизни визуальная деятельность носит эмоциональный, творческий характер. И воспитатель должен создать для этого все условия: обеспечить эмоциональное восприятие действительности, сформировать эстетические чувства и представления дошкольников, развить воображение, научить детей создавать образы, средствами их выразительного выражения.

Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно начинать с раннего возраста по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте : рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой; рисование свечой, углем. [4]

Практики подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует: -интеллектуальному развитию ребенка; - развивает уверенность в своих силах; - развивает пространственное мышление; - учит детей свободно выражать свой замысел; - развивает мелкую моторику рук; - свобода выбора изо-материалов и техник

Опыт применения таких техник показывает, что из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества разнообразие и вариативность в лепке, рисовании, аппликации. Все эти виды деятельности не терпят шаблона, стереотипности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные и неповторяющиеся задания для детей, возможность выбора и многих других факторов – это все обеспечивает живопись и непосредственность детского восприятия, помогает не допустить в детскую творческую деятельность разнообразие и скуку.

Например, при изучении темы «Осень», составляли «живые» натюрморты из фруктов. Из овощей добывали натуральные краски и рисовали ими на платочках, делали оттиск печатками из овощей и фруктов.

Изображая «Виноград», «Осенние кусты яблок» применяла технику – «Рисование пальчиками». При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети исследовали ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Опуская в гуашь пальчик, ребенок наносит точки, закрепляя умения ориентироваться в пространстве.

Каждый из видов нетрадиционной техники – это маленькая игра, которая доставляет детям радость от полученного результата, положительные эмоции.

Работая с ребенком, я сотрудничаю с их родителями. Использую любую возможность общения с ними для установления доверительных отношений. Провожу для родителей семинары - практикумы, мастер - классы.

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник способствует : снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах у ребенка, пространственное мышление; в детях свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности; мелкую моторику рук; творческое воображение и полет фантазии.

Таким образом, для развития творческого развития у дошкольников младшей группы приемами нетрадиционного рисования воспитателю нужно стараться приготовить красивые и многообразные материалы, предоставлять детям возможность выбора средств изображения. Во-вторых, необычное начало работы, применение разных приемов изображения поможет не допустить в детскую изобразительную деятельность единообразие и тоску, обеспечит живость и непосредственность детского восприятия и творческой деятельности.

Литература

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 [Текст] // Дошкольное воспитание. –2014.– №2. – С. 4-17.

2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – 321 с.

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2017. – 334 с.

4. Доронова Т. Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре. – М. : Детство-Пресс, 2015. – 203 с.

Публикации по теме:

Презентация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение.

Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возрастаХудожественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 2 Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут.

Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через нетрадиционные формы образовательного.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: 1. Формировать у родителей умение организовывать совместную.

Нетрадиционные техники рисования как один из механизмов развития дошкольника Творчество-это неотъемлемая часть детского развития. В то же время творчество направлено на создание новых,социально значимых результатов.

Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация познавательного развития детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 20:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД