Элина Аистова
Акция «Кормушка для пичужки»
▼ Скачать
Кормушка для пичужки
Пояснительная записка
Несмотря на то, что уже второй месяц зимы и день стал увеличиваться, в лесу в это время особенно сумрачно. Очень тяжело приходится зимую-щим птицам. Поэтому они летят попближе к жилищу людей. наш детский сад находится рядом с лесом.
Посмотришь в окно, а там синичка сидит, так смотрит на тебя молящим взглядам и словно говорит - «Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны»!
Наблюдая на прогулке с детьми за птицами, мы единогласно решили по-мочь пернатым друзьям, организовав традиционную акцию «Покормите птиц зимой!».
Публикация «Акция „Кормушка для пичужки“» размещена в разделах
Совместно с родителями наших воспитанников была организованна вы-ставка кормушек, сделанных своими руками, каждый из участников приду-мал свою, особенную кормушку, проявив талант, творчество и сострадание к зимующим птицам. Дети с восторгом рассказывали друг другу о трудно-стях при изготовлении птичьих домиков.
Мы были приятно удивлены количеству и разнообразию принесенных кор-мушек! Мамы, папы, дедушки и бабушки ребятишек постарались на славу! Была организована выставка, где все желающие смогли рассмотреть работы участников и выбрать наиболее интересную, функциональную кормушку.
Цель акции : формировать у детей обобщенное представление о зимую-щих птицах; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в труд-ных зимних условиях.
Задачи:
• закреплять знания детей о зимующих птицах (название, повадки и осо-бенности поведения и др.)
• продолжать формировать правила поведения в природе;
• совершенствовать связную речь.
Участники: дети и воспитатели подготовительной группы, родители.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке за воронами, воробьями, снегирём.
- Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники».
- Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”, М. Глазко-ва «Покормите птиц».
- Дидактические игры («Разрезные картинки - птицы», «На птичьем дво-ре», «Ласточка»).
- Игровые упражнения («Птички», «Птички в гнездышках», «Найди отли-чия», «Кто как голос подаёт», «Кто улетел?»).
отгадывание загадок.
- Составление описательных рассказов, беседы.
- Анкетирование родителей «Что вы знаете о зимующих птицах»
В результате акции дети знакомятся с повадками, условиями жизни, узнают о пользе птиц на Земле.
Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в са-мую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещи-ны коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают.
Они прилетают к нашим жилищам за помощью.
И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
«Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в са-мую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещи-ны коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают».
Наша группа “Цветик-семицветик” МБДОУ “ЦРР детский сад №172” про-вела экологическую акцию "Покормите птиц зимой! "
Поставили проблему: Помочь зимующим птицам. Дети написали письмо: " Дорогие зимующие птицы! Приглашаем Вас в наш детский сад мы приготовили для Вас много кормушек, корма. Вам будет хорошо у нас, ждем! "Родители и дети изготовили кормушки.
здесь всякие кормушки есть.
Из дерева, пластмассы, из много другого.
Но главное с душою!
Порадуем, обязательно птичек мы зимою! "
Наши дети придумали девиз: Мы юные спасатели и друзья птиц!ООД “Кормушка для пичужки”
Цель:
Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу о них.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопережива-нии, доброте, милосердии.
3. Закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
Воспитательные:
1. Воспитывать духовно – нравственные качества детей: любовь к родному краю, помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
2. Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших меньших".
Словарь: зимующие птицы, «пернатые», корм для птиц, кормушки.
Материалы:
иллюстрации зимующих птиц, птичьих следов (презентация);
корм для птиц (семечки, сало);
кормушки;
воробьи сделанные детьми способом "оригами" (с воспитателем);
фонограмма записи голосов птиц.
Предварительная работа: занятие «Птицы зимой»;
изготовление родителями с детьми кормушек из бросового материала;
воробьёв способом "оригами"(дети с воспитателем).
Ход организованной образовательной деятельности:
Организационный момент (создание психологической комфортности на занятии).
Воспитатель: Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас и наших гостей. Давайте вспомним правила работы в группе.
Дети: Внимательно слушаем дргуг друга; говори по очереди, не перебивай друга; уважай мнение ребят; помоги другу, если ему понадобится помощь.
Воспитатель: Возьмитесь за руки и пожелайте себе и всем, кто рядом люб-ви, радости и успеха. Какое у вас настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: Я желаю, чтобы наше хорошее настроение сохранилось до конца сегодняшнего дня. Присаживайтесь на свои места.
Сообщение темы
Воспитатель:
Ребята, о чём мы с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Кто рисует на снегу
Длинные цепочки.
Кто расставил на бегу
Крестики и точки.
(Птицы)
Воспитатель: Ребята, для чего нужны птицы?
Дети: Они создают красоту природы, являются санитарами леса…
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.
А что случится, если птиц вдруг не станет?
Дети: На огородах и в садах ничего не будет. Гусеницы и жуки съедят все фрукты и овощи.
Воспитатель: И это только начало. Расплодятся вредные насекомые и гры-зуны, опустошат наши поля, леса, сады, огороды. Гусеницы, короеды погу-бят леса. Некому будет разносить по лесам семена ягод, трав и цветов, же-луди, орехи.
Дети: Не сложат о птицах новых стихов и песен, пословиц и поговорок, не сочинят сказок. Не будет слышно пение птиц.
Воспитатель: А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать чудесное птичье пение?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Холодно.
Вся земля покрыта снегом.
Птицам негде взять корм.
Воспитатель: Когда поют птицы?
Дети: Когда им тепло, они сыты.
Воспитатель: Как живется птицам зимой?
Дети: Голодно птицам, насекомые спят, плоды, ягоды, семена трав под сне-гом.
Мало находят птицы корма.
Воспитатель: Как называют птиц остающихся с нами зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях кочует – пшено ворует.
Кто это?
Дети: Воробей
Воспитатель: Спинка зеленоватая,
Животиком, желтоватая.
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
Дети: Синица
Воспитатель:
А у нас синичка плачет.
Ну, морозы! Ну, морозы!
Нос наружу ой, ой, ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная я,
Тихо плачу у окна:
«Негде греться и кормиться
Ни козявки, ни зерна
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!
В суровые зимы из 10 синиц выживает одна, 9 синиц погибают. Вам их жалко?
Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
Дети: Люди.
Воспитатель: Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.
И надо спешить, дорог каждый час.
А мы как можем помочь птицам?
Дети: Кормушки повесить на дерево. Кормить птиц.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?
Дети: Семечки, зерно, хлеб(
Воспитатель: (Показывает корма и рассказывает) о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено – любимая еда воробьев.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц, а так же для ворон, галок и сорок.
Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Воспитатель: Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте проверим!
Объявляется игра “Определи корм”.
-Сейчас вы поработаете в группах.
Из предложенных кормов выберите нужное. Подготовьте обед для птиц.
Дети делятся на 2 группы.
На 2 подносах: крошки хлеба, сок (пачка, сливочное масло, творог, несо-леное сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, зерно, семечки арбуза тыквы, подсолнуха, крупа.
Каждая группа отбирает в своё блюдце нужные продукты.
- Давайте проверим, правильно ли ребята выполнили задание.
Пожалуйста,. , расскажи какой обед, вы подготовили птицам.
После рассказа ребёнка, воспитатель предлагает ответить другой группе де-тей.
- Да, ребята, правильно вы ответили.
Зимой птицы становятся менее разборчивы к еде и едят почти все. Поэтому можно кормить и остатками пищи со стола.
Всякая птица своим носом сыта.
Птица по зернышку клюет, да сыта живет.
Физминутка «Воробышки и собачка»
Воспитатель выбирает ребенка, который будет собачкой и надевает шапоч-ку с изображением собачки. Остальные дети надевают шапочки с изобра-жением воробышка. Взрослый произносит слова текста, дети выполняют соответствующие движения.
Скачет, скачет воробей. Скок-поскок! Скок-поскок!
(Садятся на корточки, прыгают, как воробьи).
Кличет маленьких детей: «Чив-чив-чив! Чив-чив-чив!»
( Повторяют: «Чив-чив-чив!», «летают» по группе).
Киньте крошек воробью.
Я вам песенку спою: «Чик-чирик! Чик-чирик!»
( Повторяют: «Чик-чирик!»,
«Клюют зернышки» (пальчиком ударяют по ладошке).
Вдруг собачка выбегает и воробышков пугает.
(«Собачка» выбегает и лает, воробьи разлетаются в разные стороны).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит.
А сейчас я вам предлагаю подумать, какие правила надо соблюдать, чтобы кормить птиц зимой?
Не сорить, не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т. д.
Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
Корма класть немного.
Ребята, возьмите «Воробышков» и посадите на свою кормушку.
Чем вы будете их кормить?
Дети выбирают изготовленные способом "оригами" птиц, сажают на свою кормушку и рассказывают каким кормом будут кормить. (Синицу - салом, снегиря - ягодами рябины, воробья, голубя - хлебными крошками и зер-нышками).
Насыпают корм.
Воспитатель: Зимой подкормка птиц - самый эффективный способ помочь пернатым. Пернатые довольно успешно могут прожить зимой, но только если вокруг много корма. Ваша кормушка может спасти жизнь многим птицам.
- А вот наша птичья столовая.
(Рассматривание кормушек.)
- Ребята, послушайте стихотворение Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Воспитатель: У нас есть дерево на участке, куда можно повесить кормуш-ку? Думаю, птицы будут рады такой столовой.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки,
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья,
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”
ИТОГ
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Я считаю, что вы теперь станете добрее и бережнее отно-ситься ко всему живому.
Самое главное, охрана нашей природы – это наша забота. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко в небо, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.