Марина Черных
Акция как форма работы ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Публикация «Акция как форма работы ДОУ с родителями» размещена в разделах
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.
Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем формы взаимодействия, ориентируясь на следующие требования:
• оригинальность,
• востребованность,
• интерактивность.
Одной из форм, соответствующей данным требованиям является акция, и я расскажу о том, как мы используем эту форму работы с родителями.
АКЦИЯ - это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Основными задачами проводимых акций являются : формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, вовлечение родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с детским садом.
Акция, как и любая форма работы с родителями, имеет свой алгоритм подготовки, создания и проведения:
• определение целей и задач,
• составление плана акции,
• выбор интерактивных форм взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы и др. ,
• различные формы работы с детьми;
• совместные мероприятия с родителями и детьми;
• поощрение детей и родителей за участие в проведёнии акций.
Акция охватывает всех родителей группы. При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога. Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель). Оригинальные приемы, практическая деятельность, поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.
Тематические акции, ставшие уже традицией в нашем учреждении, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы, В частности, они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к окружающей природе «С каждого по зернышку», «Покормите птиц зимой», «Каждой птице свой дом», родному городу, к его истории «Моя семья в моём городе», «Моя семья – частичка государства» (дети совместно с родителями создавали герб своей семьи, «Дедушкина медаль» и «Лента памяти», посвященные Дню Победы, «Новогодняя сказка», где родители вместе с педагогами и детьми украшали свои группы, создавая новогодние сказочные композиции. Всё это способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи в решении актуальных вопросов социально-нравственного и патриотического, эстетического воспитания.
Такие акции как «Игрушка для детей – руками взрослых», «Готовимся стать олимпийцами» способствовали вовлечению родителей в создание предметно-развивающей среды в группе. В ходе их проведения было изготовлено много нетрадиционного спортивного оборудования, игрушек и атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Так в преддверии Олимпийских игр в Сочи мы провели в детском саду малые олимпийские игры, в которых принимали участие родители и активно использовались изготовленные ими пособия.
В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в общении родителей с педагогами.
В январе месяце мы провели две акции : «С каждого по зернышку», целью которой было сбор корма для птиц и «Покормите, птиц зимой» - ее целью является изготовление кормушек совместно с родителями, их презентация и размещение на территории детского сада, организация дежурств в «птичьей столовой».
Более подробно мне бы хотелось остановиться на акции «Покормите, птиц зимой».
Птицам холодно зимой,
Птицам голодно зимой.
Кто, скажите, им поможет?
Может мы или прохожий?
Именно с этих слов, написанных на плакате, в детском саду №4 началась ежегодная экологическая акция «Покормите птиц зимой».
В помощь нашим родителям были оформлены папки – передвижки, где была раскрыта основная тематика и необходимость проведения данной акции, в уголке для родителей размещены стихи и рассказы о значимости и необходимости помощи зимующим птицам, выпущены буклеты по данной теме.
Чтобы привлечь родителей к акции мною был организован мастер-класс, «Кормушка для птиц своими руками», где родителям рассказали о том, какие бывают кормушки и домики для птиц (синичники, а также были предложены схемы, чертежи, материалы для изготовления кормушек.
Дети тоже изготавливали кормушки из бросового и природного материала в детском саду на занятиях по конструированию.
После того, как кормушки были изготовлены, в назначенный день состоялась презентация кормушек. Дети рассказывали из каких материалов они вместе с родителями изготовили кормушку и для каких птиц она предназначена. Затем кормушки были развешены на территории ДОУ.
Наши ожидания полностью оправдались, ведь в ходе акции было собрано большое количество разнообразного корма для птиц (пшено, гречка, семена подсолнечника, тыквы, ягоды калины, печенье, сухари, несоленое сало и др.). Было изготовлено и развешено на территории детского сада 12 кормушек для птиц, из различного материала (фанера, картонные коробки, потолочная плитка, пластиковые бутылки и др.)
Дети заботливо относятся к птицам. Ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют их собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются синицы и воробьи, им такой прием очень нравится.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и детям. Через беседы, познавательные занятия и наблюдения дети узнают о различных видах птиц своей местности, о характерных особенностях внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Родители в свою очередь, взаимодействуя не только со своими детьми, но и сотрудничая с педагогическим коллективом, повышают уровень своих педагогических знаний. Они получили возможность общаться друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками, показать детям личный пример положительного отношения к природе.
Закончилась акция словами благодарности в адрес родителей, принявших участие в спасении птиц зимой. В родительских уголках было вывешено благодарственное письмо, в котором были указаны фамилии всех родителей принявших участие в проведении акции, а дети в подарок родителям нарисовали птиц, клюющих зернышки на кормушке.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Использование интерактивных форм работы даё т определенные результаты: родители стали активными участниками педагогического процесса и помощниками педагогов.