Ольга Чистякова
Агрессивное поведение у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Портрет агрессивного ребёнка
Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.
Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.
Публикация «Агрессивное поведение у ребенка» размещена в разделах
На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка :
• ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ничего из этого не выходит;
• ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
• ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
• не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
• намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
• помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
• не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.
Способы коррекции агрессивного поведения
Всех родителей, столкнувшихся с агрессивным поведением ребё нка интересует вопрос: «Как правильно подойти к коррекции такого поведения?»
Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.
К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:
• изотерапия ( можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);
• песочная терапия;
• глинотерапия;
• куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра);
• сказкотерапия (сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри и др);
• танцевальная терапия и др.
Для выхода накопившейся агрессии ребё нку можно предложить:
• комкать и рвать бумагу;
• подраться с подушкой или боксёрской грушей;
• использовать «мешочек / стаканчик для криков»;
• использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут;
• пинать ногой консервную банку;
• втирать пластилин в картон.
Ошибки родителей
На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:
• низкая степень сплочённости семьи;
• неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека);
• разные стили воспитания у родителей;
• демонстрация модели агрессивного поведения (родителей к детям, отца к матери и др.);
• поощрение агрессивных тенденций в поведении детей;
• равнодушное отношение к социальной успешности ребёнка;
• применение физических наказаний;
• угрозы, «вербальное насилие»;
• введение каких-либо ограничений;
• полное отсутствие поощрения;
• дефицит внимания на воспитание и внутрисемейное общение;
• чрезмерный контроль / отсутствие контроля;
• отсутствие эмоционального контакта;
• недооценка роли личного примера родителей;
• «жизнь ради детей»;
• неконтролируемое использование гаджетов.
Рекомендации родителям агрессивного ребёнка
1. Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте, что любые эмоции – это нормально!
2. Помогите ребёнку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры).
3. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте о том, что его беспокоит.
4. Повышайте самооценку ребё нка: хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства.
5. Снижайте уровень критики.
6. Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре).
7. Старайтесь общаться из позиции «на равных».
8. Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом ( к примеру: говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем).
9. Развивайте коммуникативные навыки ребёнка.