Майра Есиналимова
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Причины, по которым возникает агрессия у детей :
- может быть вызвана проблемами в семье.
- как следствие недостатка внимания.
- вызванная причинами личного характера
- вызванная нарушениями физического здоровья.
- Из-за компьютерных игр, стрелялок, из-за видеоигр.
Всё это непременно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка.
Публикация «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому основной задачей педагогов, специалистов и родителей является оказание посильной и своевременной помощи ребенку.
Работа ведется с такими детьми, по запросу законных представителей. Заполняют согласие на психологическое обследование и на коррекционную работу.
С помощью проективных методик, выявляю у детей личностные черты, бессознательные установоки, влечения и потребности. Выясняю причины агрессивного поведения.
Такие тесты:
1. Рисунок «Моя семья»
2. Тест «Несуществующее животное» разработала Майя Захаровна Дукаревич
3. Графическая методика «Кактус» разработана Мариной Александровой Панфиловой
4. Методика «Крокодил»
5. Детский апперцептивный тест (CAT) разработан Леопольдом и Соней Беллак.
Еще Фрейд заметил, что дети охотнее идентифицирут себя с животными, чем с
людьми. САТ создан, чтобы облегчить понимание детского отношения к наиболее
значимым фигурам и стимулам. В тесте представлено определенное количество
основных ситуаций, которые могут отражать проявление текущих проблем ребенка.
Картинки были разработаны для получения ответов на основании проблемы - в
частности, проблемы конкуренции братьев и сестер, отношения к родителям и то,
какими они воспринимаются.
Предъявляются картинки. Можно сказать: «Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках, которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас».
1. «Цыплята и курица» рассматривается ситуация взаимодействия мамы (другого значимого взрослого) и ребенка дома. Тема соперничества. Негативное признаки в рассказе ребенка заставляют, ругают, накажут, выгонят, про меня говорят плохое.
4. «Медведи перетягивают канат» отношение ребенка и взрослых в конфликтной ситуации. Отнимают, сражаются - это указывает на семейные конфликты. Благоприятно если ребенок скажет спортивный конкурс, игра.
5. «Лев» Принятие взрослыми. Защита от агрессии. Лев соотносится с представлением ребенка о родители. Если ребенок не замечает мышку, это указывает на то что он незаметен в семье.
6. «Тигр и обезьяна» страх перед агрессией, идентификация, уровень тревоги. Способ преодоление агрессии другого. Останется ли невредима обезьяна? Зачем он охотится за ней?
7. «Обезьяна в комнате» взаимоотношения ребенка и взрослого в семье, роль ребенка в семье, в ситуации публичности, восприятие наставлений, воспитания. Это указывает то, как родитель воздействует на своего ребенка, глазами ребенка.
8. «Собака и щенок»Неблагоприятно, если ребенок видит физическое наказание, за то что напачкался, недовольная, ругает, наказывают. Присутствует у ребенка страх наказания.
Затем, наблюдаю за ребенком в группе, веду дневник наблюдения.
После диагностик и наблюдения приглашаю родителя, даю рекомендации. Коррекционная работа с ребенком ведется параллельно со взрослыми, с родителями и педагогами. Эффективной работа по профилактике и коррекции асоциального поведения будет, если педагоги ДОУ и родители станут единомышленниками и союзниками в борьбе с проблемой ребёнка.
Если родитель, не принимает не какие меры по воспитанию и коррекции поведения ребенка, не соглашается с воспитателем, спорит, принимает в штыки.
То проводится психолого-педагогический консилиум, приглашаются родители, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, члены ППк в составе 7 человек.
Воспитатели и педагог-психолог зачитывают характеристики на воспитанника, в котором отражены проблемы, возникающие у воспитателя, работающего с ребёнком. Ведется обсуждение. Выстраиваем план работы. Родитель получает рекомендации.
Договариваемся о повторной встрече, для того чтобы проанализировать результат работы.
Родители и воспитатели заполняют анкету «Признаки агрессивности» для того чтобы мне выявить уровень агрессивности.
Взаимодействую с воспитателями, приношу картотеку игры и упражнения направлены на снятие напряжения, на сплочение, терапевтические сказки.
Рекомендую взрослым изменить негативные установки по отношения к ребенку на позитивные; изменить стиль взаимодействия с ребенком.
Работа, по коррекции, с данной категорией детей проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом. Обучаю агрессивных детей выражать гнев приемлемым способам.
2. Обучаю детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирую способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.
Помогаю детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Все приемы, которые видите на экране, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение.
В работе использую такие пособия, которые видите на экране.
Рассказываю детям, что все эмоции полезны, даже негативные, о том что нам свойственно злится, но мы не можем позволит себе выпускать злость на окружающих людей.
Применяю следующим приемы для снятия агрессивности
««Подушка гнева» можно её прижать, покричат в неё, прорычать, что есть силы.
Упражнения «Напряжение-расслабление» для снятие мышечных зажимов, на снятие телесных напряжений. В соответствие с музыкой мы напрягаемся и расслабляемся. Услышав агрессивную музыку, мы сильно морщим лицо, сжимаем кулаки и напрягаем в течение 15 секунд, под расслабляющую музыку – расслабляемся, гладим лоб руками, спускаемся по щекам, по шеи, стряхиваем злость с плеч, рук, живота, ног в течении 30 секунд.
Создаём волшебные банки, «стаканчик для криков» «Мешочек для криков» также украшаем, ребенок в эту банку кричит, выплескивает весь негатив. Как можно громче покричать в него.
Прошу изобразить эмоцию гнев мимикой и жестами. Что он ощущает? Какого цвета эта эмоция? Какой формы? Какая она ощупь? Каким она может быть предметом? Предлагаю изобразить этот предмет. Предлагаю справится с нарисованным предметом, так как ему хочется, смять, разорвать, выкинуть, скрутит в трубочку.
Прошу ребенка нарисовать или слепить фигурку своего обидчика того человека на кого злится, и прошу чтобы нарисовал себя, ребенок выстригает по контуру, проигрываем, я тот человек на кого злится а теперь скажи почему ты злишься на этого человека. Ребенок высказывает все претензии, я слушаю и объясняю, почему так произошло, принимаю его злость. Затем миримся. Ребенок уходит довольный. После того когда я узнала на кого он злился, беседую с родителем или с воспитателем.
Научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем — рисование. Ребенка можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т. д.
Играю с детьми в дидактические игры «Эмоции», знакомлю с эмоциями.
На экране показан список игры, направленны на коррекцию агрессивного поведения. Раздаточный материал скинут вам на почту.
На экране список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности.
Сказкотерапия дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.
При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания»
Я-посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях.
Я-послания
• Я думаю, что тебя сегодня похвалят
• Я недоволен тем, что сегодня толкнул девочку
• Мне не нравится, когда кого-то обижаешь
• Я очень расстроилась, когда увидела толкнул Петю
• Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.
Ты-послания
• Ты поступил плохо.
• Ты не смеешь.
• Ты не должен.
• Почему ты получил двойку.
• Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан.
Для воспитателей: провожу семинары-практикумы, по обучению методам и приемам развития социально - коммукативных навыков, сплочение коллектива группы, повышению мотивации и адресной помощи в отношении конкретных детей - агрессивных, и др.
Для родителей: организовываю практикумы, в рамках родительского клуба, психологическое просвещение родителей по вопросам организации воспитательного процесса. Размещаю информацию на сайт детского сада, в группах оставляю раздаточный материал, памятки.
Рекомендую родителям и воспитателю формировать позитивное взаимоотношение к ребенку, не сравнивать не с кем, избегать агрессивные формы общения с ребенком. Хвалит ребенка, часто обнимать. Люблю тебя за просто так. Не загоняйте в чувство вины, не подавлять. Нужно чтобы ребенок почувствовал себя значимым и любим.
После коррекционных занятий дети преобладают положительные эмоций, умеют управлять эмоцией гневом, изменяется характер общения, появляется доброжелательность.