Приложение МААМ

Адаптивные формы физической деятельности как составляющие здоровьесбережения в работе с дошкольниками с РАС

Ольга Карпова
Адаптивные формы физической деятельности как составляющие здоровьесбережения в работе с дошкольниками с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптивные формы физической деятельности как составляющие здоровьесбережения в работе с дошкольниками с РАС

За последние десятилетия отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития у детей. Основная причина этого феномена – влияние неблагоприятных средовых и генетических факторов, в следствие которых нарушаются процессы развития в мозге, которые обуславливают моторную координацию и способность к социальным реакциям. Дети с аутизмом, в частности, часто испытывают трудности с развитием моторных навыков, таких как бег, бросание мяча, письмо, поэтому помощь таким детям должна быть адаптированной к их потребностям.

Публикация «Адаптивные формы физической деятельности как составляющие здоровьесбережения в работе с дошкольниками с РАС» размещена в разделах

Необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности является адаптивная физкультура.

Организация двигательной активности в последних исследованиях основывается на закономерностях формирования уровней построения движений, описанных Н. А. Бернштейном (1947, на методике обучения движениям детей дошкольного возраста С. В. Маланова (2001, на методах двигательной коррекции нарушений развития Е. В. Максимовой (2008, на принципах организации инклюзивной практики в дошкольном образовании Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой.

Основной целью работы инструктора по адаптивной физической культуре в ДОУ, которое посещают воспитанники с расстройствами аутистического спектра является повышение двигательной активности детей.

Основными задачами развития у детей с расстройствами аутистического спектра моторных навыков являются:

-укрепление физического здоровья, укрепление мышечного корсета;

-развитие умения ребенка подражать;

-формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве своего тела и во внешнем пространстве);

-воспитание коммуникативных функций и способности устанавливать контакт со своими сверстниками в совместной деятельности.

Поставленные задачи являются следствием того, что у детей с расстройствами аутистического спектра имеется ряд особенностей:

-поведенческие реакции, отсутствие зрительного контакта; отсутствие адекватных эмоциональных реакций.

-речевые нарушения: отсутствие обращенной речи, большое количество слов-штампов и их повторений.

-нарушение ориентировки в пространстве; отсутствие скоординированных движений тела; произвольного подражания.

-нарушение мышечного тонуса, точности, силы движения; спонтанная активность ребенка доминирует над произвольной активностью; иногда наблюдается необыкновенная ловкость в непроизвольных движениях; некоторые стороны тонкой моторики могут быть более развиты по сравнению с общей моторикой.

Исходя их вышеперечисленных особенностей, работа инструктора по адаптивной физической культуре строится поэтапно:

1 этап

Формирование «Я -концепции»

Т. к. у детей с аутизмом нарушена сенсорная интеграция, то развитие крупной моторики необходимо начинать с выполнения движений в пространстве собственного тела, начиная с головы, рук с переходом на движения туловищем и ногами. В этой работе необходимо заручиться поддержкой тьютора или воспитателя. Чтобы поддержать интерес у ребенка к выполнению упражнений, ощущать их необходимо:

• Подбирать простые упражнения, всегда использовать одинаковую терминологию;

• Проговаривать движения вместе вербальным ребенком. С невербальными детьми использовать пиктограммы или карточки;

• Начинать с самого простого ( например: хлопки в ладоши, растирание ладоней, движение руками вверх, вниз, растирание ног, наклоны туловища и др.)

• Начинать с небольшой группы упражнений постепенно увеличивать сложность и количество упражнений;

• Помогать в выполнении движений, поощрять за правильное выполненное упражнение.

К таким упражнениям относят общеразвивающие упражнения: движения рук, движения ногами, головой, наклоны, сгибание /разгибание, наклоны, упражнения в положении лежа.

2 этап

Обучение движениям во внешнем пространстве

Постепенно добавляются упражнения на перемещение: ходьба, бег, ползание, упражнения на преодоление препятствий (перемещение по прямой, например, по сенсорной дорожке, перемещение с усложнением траектории движения, например, «по кругу», по периметру зала)

3 этап

Обучение движениям в пространстве поля с предметами

Чтобы поддержать интерес у ребенка к выполнению упражнений необходимо:

-проговаривать инструкцию

-использовать наглядность

- использовать предметы со звуками или световыми эффектами

- поощрять за выполнение

Наиболее эффективными упражнениями для развития крупной моторики являются:

1. Марширование

2. Прыжки на батуте, где подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.

3. Игры с мячом: «Поймай мяч», «Прокати мяч в ворота», «передай другому по кругу», «Ударь ногой по мячу», «Отбей мяч».

4. Упражнения на балансирах.

Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия.

5. Упражнения на велотренажерах, помогающие развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют мышцы ног у ребенка.

6. Танцевальные разминки, формирующие навыки моторной имитации, важные в формировании повседневных жизненных навыков (проведение уборки, чистка зубов, игры с замиранием)

7. Символические игры: «Летаем как бабочки», «Прыгаем как зайчик», «Одеваемся на прогулку»

8. Шаги в обруч

9. Проползи через туннель

10. Полоса препятствий, представляющая собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики: «Пройди по кочкам», «Переступи через палочку», «Проползи по скамье», «Проползи через туннель» Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми по упорядочиванию последовательности действий. Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций.

Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия, с изменением дозировки, нагрузки, подбором упражнений и игр с учетом психофизиологических особенностей детей.

Успешному осуществлению процесса развития крупной моторики у детей с РАС способствует установление руководящего контроля в процессе обучения, не позволяя нарушить правила, последовательность в своих действиях, внимательное отношение к потребностям ребенка.

Помимо взаимодействия с аутичными детьми, инструктор по физической культуре проводит совместные мастер-классы с родителями по вопросам коррекции и развития двигательной сферы, психомоторики детей с аутизмом, разрабатывает комплексы коррекционно-развивающих упражнений для выполнения в домашних условиях, дает рекомендации по организации двигательного режима детей. Кроме того, инструктор участвует в командном консультировании, проводимом в образовательном учреждении, обсуждает особенности построения индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

Нормализация физического тонуса, психофизического состояния, эмоционального настроя ребенка невозможны без создания определенной среды в ДОУ. Материально-техническая база должна включать наличие физкультурного зала со специальным оборудованием, комнаты сенсорной интеграции, центров двигательной активности в группах и спортивной площадки на территории образовательной организации.

Таким образом, комплексная адаптивная физическая культура в процессе формирования навыков здоровьесбережения формирует благоприятные условия для повышения двигательной активности, коррекции нарушений в двигательной сфере, для компенсации нарушенных зрительно-моторных функций, раскрытия резервных возможностей, развития самостоятельности, переноса в повседневную жизнь необходимых двигательных навыков и умений, гармонизации физического и психического компонентов здоровья детей. Адаптивная физическая культура является значимым элементом технологии здоровьесбережения, средством популяризации здорового образа жизни, возможностью совместно заниматься физкультурой и спортом воспитанникам с расстройствами аутистического спектра и нормотипичным детям.

Публикации по теме:

Формы и методы здоровьесбережения детей с ОНР в условиях логопедической группы Введение Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно.

Конспект индивидуального занятия с ребенком с РАС по индивидуальной маршрутной деятельности «Цвета и формы» План - конспект индивидуального занятия Вид занятия: индивидуальное по маршрутной деятельности Продолжительность занятия: 10-15 мин..

Консультация для педагогов «Самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с дошкольниками». В современном понимании здоровье - это не только жизнь без болезней, но и высокая умственная и физическая работоспособность. Дошкольный.

Консультация «Подвижная игра как средство здоровьесбережения у дошкольников» Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию,.

Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит.

Особенности развития игровой деятельности у ребенка с РАС Игровая деятельность ребенка с аутизмом - это основной источник его развития. С помощью игры ребенок познает себя и окружающий мир. Игра.

Отчет по самообразовательной работе. Тема: «Степ-аэробика как средство оздоровительной физической культуры» В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в.

Презентация педпроекта «Народное пение в работе с дошкольниками как средство приобщения к народной культуре» «Неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная педагогика, которая определяется как "совокупность.

Реализация круговой тренировки в ДОУ как формы совершенствования физической подготовленности дошкольников Ахметова Г. М. инструктор по физической культуре РЕАЛИЗАЦИЯ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ДОУ КАК ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.

Опыт работы «Организация проектной деятельности с дошкольниками как ресурс взаимодействия с семьёй» Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптивные формы физической деятельности как составляющие здоровьесбережения в работе с дошкольниками с РАС
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 20:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптивные формы физической деятельности как составляющие здоровьесбережения в работе с дошкольниками с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Карпова (УИ 266039) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД