Балыбердина Алина
Адаптивная физическая культура в педагогической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Активные физические занятия (АФК) как особый вид развития детей набрали популярность в нашей стране в 1960-х годах. Впервые эту практику начали использовать в специализированных оздоровительных учреждениях для детей-инвалидов. Она включала упражнения из легкой атлетики, волейбола, баскетбола, плавания, а также настольного тенниса. Специальность в области АФК объединяет знания из трех обширных сфер: медицины, физической культуры и коррекционной педагогики. Она охватывает такие дисциплины, как анатомия, физиология, биохимия, патология, социальная экспертиза, ТиМФК, социальная педагогика, психология и многие другие. Главная задача этой новой специальности – помочь инвалиду в реабилитации, повысить качество его жизни и наполнить ее новыми содержанием, эмоциями и чувствами.
Публикация «Адаптивная физическая культура в педагогической практике» размещена в разделах
Особенности работы
При работе с пациентами необходимо учитывать их физические возможности, начинать с диагностических занятий и вести отчет о проделанной работе и достижениях на протяжении определенного периода, например, недели. Это позволяет понять слабые стороны ребенка, выбрать правильное направление работы и избежать застоя, способствуя динамическому развитию. Важно обращать внимание на психологическое состояние пациента, выбирать оптимальную нагрузку, избегая как чрезмерной легкости, так и избыточности. Необходимо мотивировать и поощрять, замечать ошибки, не быть критичным и настраиваться на настрой пациента. Важно различать лень и реальную тяжесть ситуации.
Методы и приемы работы
Конечно, всегда стоит начинать с разминки, чтобы избежать возможных травм. Разминка может быть любой – массаж, растяжка мышц рук, ног и спины с помощью физических упражнений, бег или ходьба. После разминки рекомендуется перейти к силовым упражнениям, таким как перебрасывание медицинского мяча, работа на перекладине, перетягивание грузов. Если возможно, можно включить отжимания. После силовых упражнений можно организовать для подопечного небольшой полосы препятствий, включающей ползание, прыжки, перебрасывание груза. При необходимости следует работать над координацией движений, например, перекладывать фишки, стоя на балансире, взбираться по лестнице, ходить по неровным поверхностям. Последние упражнения должны направляться на расслабление мышц и восстановление, такие как ходьба с дыхательной гимнастикой и сенсорная интеграция.
Вывод
Есть бесчисленное множество упражнений, методик и подходов. Однако, статья передает только структуру и систему занятий. Если не проявлять внимательности к подопечным, не находить индивидуальный подход к каждому пациенту и не вкладываться в свою работу эмоционально, то все усилия обречены на провал. Без этого не может быть успеха. Пациент всегда чувствует настроение своего наставника и от этого зависит его эмоциональное состояние. Если вы злитесь, он тоже зливается; если вам все равно, ему становится безразлично; если вы полны энтузиазма, он будет мотивирован; если вы поддерживаете его, он захочет добиться для вас результата. АФК адаптирует людей с ограничениями через физическую нагрузку, но это необычная тренировка, как в школе. Каждое упражнение дает больше, чем просто укрепление мышц. Оно развивает логическое мышление, учит концентрации, развивает волю и силу духа.
Литература
При написании данной статьи использовалась информация с сайта StudFiles, а также материалы о истории развития АФК в нашей стране.