елена скрябина
Адаптация ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для улучшения координации движений.
Дыхательные упражнения
Сделайте вдох, задержите дыхание, выдох, снова задержите дыхание. Длительность задержки воздуха постепенно увеличивайте. Упражнение повторите 5-6 раз.
Сидя на коленях, поиграйте в “шарик”. Сначала “шарик” надувается — через стороны поднимите руки, сделайте глубокий вдох, потом “шарик” сдувается — руки опустите перед собой и сделайте выдох, произнося звуки “С”, “Ш” или “И”.
Растирание
Потрите ладони одна о другую до появления ощущения тепла.
Теплыми ладошками разотрите сначала уши до покраснения, затем мочки ушей.
Публикация «Адаптация ребёнка» размещена в разделах
Упражнение “Слоненок” Большие пальцы рук прижмите к мочкам ушей и делайте круговые движения кистями рук.
Упражнение “Обезьянка чешется” | Перекрещенными руками сделайте массаж головы в направлении от макушки к ушам, а потом — к шее. Маленький ребенок может руки не перекрещивать.
Упражнение “Комарики” | Дважды похлопайте противоположной рукой по предплечью и плечу.
Упражнение “Кулачки” | Постучите кулачками с разных сторон друг о друга.
Пальчиковая гимнастика
Делайте круговые движения большими пальцами рук.
Делайте массаж каждого пальчика руки, напоминающий стягивание перчатки.
Соедините ладошки и поработайте только пальчиками, которые должны “поздороваться” друг с другом.
Соедините руки в “Замок”.
Упражнение “Лесенка” | Поочередно укладывайте пальчики друг на друга. И точно также поочередно разводите их в стороны.
Лежа на полу
Упражнение “Бревнышко” | Лягте на спину, руки вытяните над головой. Перекатываясь с помощью одних плеч, докатитесь до края коврика и вернитесь обратно.
Упражнение “Солдатик” | Лежа на спине, прижмите руки к бокам. Перекатываясь с помощью одних плеч, доползите до края коврика и вернитесь обратно.
Упражнение “Сфинкс” | Лягте на живот, руки держите впереди с опорой на предплечья. На руках доползите до края коврика и обратно.
Упражнение “Лягушка” | Лягте на живот, руки держите за спиной, сцепленными в “замок”. С помощью ног проползите до края коврика и обратно.
Упражнение “Лодочка” | Лягте на живот, руки вытяните вперед. Сделайте прогиб, поднимите руки и голову. Потом сделайте “Лодочку” на спине: на весу удерживайте голову и ноги. Время растяжки желательно постепенно довести до 1 минуты.
Лежа на полу, возьмите мяч или яркую игрушку, разведите руки в стороны. Поводите рукой с мячом слева направо, потом вниз-вверх. Не двигая головой, с помощью глаз следите за игрушкой. Потом к “работе” глаз добавляется “работа” языка: глаза и высунутый язык двигаются в одном направлении и следуют за игрушкой. После того, как ребенок самостоятельно сделает это 20-25 раз, можно упражнение усложнить: глазами следите за мячом, а языком двигайте в другом направлении.
Упражнения на четвереньках
В этом комплексе упражнений важна работа рук. Попросите ребенка походить на четвереньках, поочередно перемещая руки вперед. Постепенно усложняйте упражнение: при ходьбе на четвереньках руки идут взахлест: правая — влево, левая — вправо. Суть этого упражнения: синхронизировать шаг и научиться правильно чередовать руки.
Игры, развивающие моторику и координацию движений.
УДОЧКА
Цель игры: развить координацию движений, реакцию.
Необходимые материалы и наглядные пособия: толстая веревка, шнур или скакалка с привязанным на конце отягощающим, но мягким предметом (например мешочек с песком, кусочек резинового шланга, чтобы не травмировать игроков.
Ход игры
Из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре игрового поля. Остальные игроки встают вокруг него на расстоянии, соответствующем длине веревки. Водящий в процессе игры вращает веревку по кругу над самой землей, а игроки подпрыгивают вверх, поджимая ноги, так, чтобы мешочек не задел их. Тот игрок, который не успел подпрыгнуть и которого задела веревка, становится водящим.
КУРЫ В ОГОРОДЕ
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: с помощью кубов и реек или колышков и веревок необходимо отгородить небольшое пространство, которое будет огородом. В центре огорода поставить стул.
Ход игры
Водящий — "сторож", он располагается на стуле в цен? тре огорода. Остальные игроки — "куры", которые находятся за пределами огорода. Пока ведущий говорит:
Куры вышли погулять,
Свежей травки поклевать.
Куры влезли в огород.
Берегись, честной народ!
— куры пробираются в огород и начинают там бегать. Но как только ведущий скажет "Сторож идет!" — водящий встает со стула и старается поймать "кур", которые убегают от него. Если сторож ловит игрока, то они меняются ролями.
ГУСЕНИЦА
Цель игры: развить координацию движений.
Ход игры
Игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.
СКВОРЕЧНИКИ
Цель игры: развить координацию движений, реакцию.
Необходимые материалы и наглядные пособия: для игры в качестве скворечников можно использовать стулья, а можно начертить мелом небольшие круги, которые будут выполнять функцию домиков.
Ход игры
Скворечники располагаются по периметру игровой площадки. Их должно быть на один меньше, чем участников игры. Один из игроков выполняет роль водящего. Все участники игры, включая водящего, свободно передвигаются по игровой площадке под музыку. Как только музыка прекращает звучать, все игроки стремятся запятьлюбой скворечник. Водящий также занимает любой свободный скворечник. Тот ребенок, который остался без скворечника, становится водящим.
МЫШИ И КОТ
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: домики, в качестве которых могут использоваться стулья, или можно нарисовать круги мелом па игровой площадке.
Ход игры
Из числа играющих выбирается водящий, который играет роль кота. Остальные игроки — "мыши". "Мыши" сидят в домиках, пока "кот" бодрствует. Когда "кот" засыпает, "мыши" выходят гулять. Они свободно передвигаются по игровой площадке. В это время "кот" просыпается, мяукает и начинает ловить "мышей". "Мыши" разбегаются по домикам. Если "коту" удалось поймать кого-либо из "мышей", то игроки меняются ролями.
ПОЙМАЙ КОМАРА
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: палка длиной приблизительно 1 м, к которой на шнуре подвязан макет комара, изготовленный из картона.
Ход игры
Игроки становятся в круг. Водящий располагается в центре, держа в руках палку с прикрепленным с помощью шнура комаром. Он водит комаром над головами игроков, которые в это время стараются его поймать. Тот, кто схватил комара; становится водящим.
"У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ. "
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: на разных концах площадки провести 2 линии: с одной стороны отделить берлогу для "медведя", а с другой — домик детей. Центральное пространство выполняет функцию опушки леса.
Ход игры
Из числа играющих выбирается водящий, который будет "медведем". Он занимает место в берлоге. Остальные играющие — дети, они располагаются у себя в домике. Дети выходят гулять на опушку леса, собирать грибы и ягоды. При этом они говорят:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Как только дети говорят последнюю строчку, "медведь" с рычанием выходит из своей берлоги и старается поймать убегающих детей. Если ему это удается, то игроки меняются ролями, и пойманный игрок становится "медведем".
ОХОТНИК И ЗАЙЦЫ
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: на игровой площадке необходимо обозначать место для охотника, кроме того, нужен небольшой мяч.
Ход игры
"Охотник" поворачивается спиной к игровой площадке. В это время остальные участники беспорядочно бегают и прыгают по площадке, играя роль "зайцев". По команде "Охотник!" "зайцы" замирают на местах. Не сходя с отведенной площадки, "охотник" бросает мяч в "зайцев". Тот игрок, в которого "охотник" попал мячом, становится теперь сам "охотником", а "охотник — "зайцем".
МЕТКИЙ СТРЕЛОК
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции, меткость.
Необходимые материалы и наглядные пособил: небольшие кольца для набрасывания и подставки для набрасывания разной формы.
Ход игры
Игроки делятся на команды в зависимости от числа наборов для набрасывания. Команды располагаются на некотором расстоянии от подставок для набрасывания. У каждого игрока имеется по несколько колец. Задача команд — набросить как можно больше колец на подставки.
МЯЧ В КОРЗИНУ
Цель игры: развить координацию движений, ловкость и глазомер.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи и корзины для забрасывания мячей, мел.
Ход игры
На игровой площадке устанавливают корзины для забрасывания мячей, а на некотором расстоянии от нее проводится черта, обозначающая место, с которого игроки будут осуществлять броски. Игроки делятся на команды. У каждого игрока — по мячу. Задача команд — забросить как можно больше мячей в корзину.
МЫШИ В МЫШЕЛОВКЕ
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: если игра проходит в помещении, то желательно музыкальное сопровождение.
Ход игры
Из числа игроков выбираются "мыши" (5—7 человек). Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг — мышеловку. "Мыши" находятся вне круга. Игроки, образующие мышеловку, начинают ходить по кругу то влево, то вправо, причем руки их подняты вверх. Они приговаривают:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!
В то время, пока дети в круге произносят слова, "мыши" беспрепятственно передвигаются по всему игровому пространству: забегают в круг, выбегают из него. Но как только звучат последние слова "За раз!", — дети, стоящие в круге, опускают руки. "Мышеловка" захлопнулась. Игроки, не успевшие выбежать из круга, считаются проигравшими. Пойманные "мыши" встают в круг, и размер "мышеловки" увеличивается. Когда все "мыши" пойманы, дети меняются ролями и игра продолжается.
КАРАСИ И ЩУКА
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: если игра проходит в помещении, то желательно музыкальное сопровождение.
Ход игры
Из числа игроков выбирается водящий, который будет играть роль щуки. Остальные игроки делятся на 2 группы. Одна группа будет играть роль камешков, другая — роль карасей. Ребята-камешки образуют круг. Внутри круга плавают "караси". "Шука" находится за пределами круга. Как только ведущий скажет "Щука!" — водящий вбегает в круг и старается поймать "карасей". "Караси", в свою очередь, стараются спрятаться за "камешки". Тс "караси", которым не удалось спрятаться и которых поймала "щука", уходят из круга. Игра проводится несколько раз, затем игроки меняются ролями, и выбирается новый водящий.
ВЫШИБАЛЫ (первый вариант)
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.
Ход игры
Два игрока занимают места напротив друг друга — это вышибалы. Остальные игроки располагаются между ними.
Задача вышибал: постараться мячом попасть в игроков. Игроки же должны как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.
ВЫШИБАЛЫ (второй вариант)
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч, мел.
Ход игры
На игровом поле чертят мелом две параллельные линии на значительном расстоянии друг от друга. За каждой линией размещается по несколько игроков. Это вышибалы. На пространстве между линиями находится один игрок. Задача вышибал: перебрасывая мяч друг другу, попасть в игрока. А игрок должен как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.
ПОПРЫГУШКИ
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и нарядные пособия: мел.
Ход игры
На игровой площадке необходимо начертить большой круг. Из числа игроков выбирается водящий — "ловишка", который располагается в центре круга. Остальные игроки — попрыгушки, они находятся за кругом. Попрыгушки запрыгивают в круг на левой или правой ноге (это следует обговорить до начала игры) и выпрыгивают из него. "Ловишка" бегает по кругу, стараясь поймать игроков, пока они находятся в круге. Тот, кого поймает "ловишка", становится водящим.
РЫБАЛКА
Цель игры: развить координацию движений, ловкость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: удочки (в качестве удочки можно использовать прут) длиной приблизительно 1 м с привязанным к ней с помощью тонкого шнура магнитом, рыбки, изготовленные из картона с прикрепленными к ним небольшими магнитами, мел.
Ход игры
На игровой площадке нужно начертить круг, имитирующий пруд. Игроки занимают места вокруг пруда, в котором находятся рыбки, и по команде начинают ловить рыбок с помощью удочек. Когда из пруда будут выловлены все рыбки, их можно сосчитать и определить победителя.
ЛОВЕЦ ЛЕНТОЧЕК
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: разноцветные ленточки длиной 20—25 см.
Ход игры
Из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Остальные игроки встают в круг.
Ленточки они размещают либо за поясом, либо под воротником. По сигналу ведущего дети разбегаются, а ловец старается догнать играющих и вытянуть у них ленточку. Те, у кого ловец вытягивает ленту, выбывают из игры. По сигналу ведущего игра закапчивается, и осуществляется подсчет добытых ленточек. Затем игру можно возобновить, выбрав нового водящего.
ГОРЕЛКИ
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: если дети играют в помещении, то возможно музыкальное сопровождение.
Ход игры
Игроки располагаются в колонну парами. Перед колонной па расстоянии нескольких шагов проводится линия, за которой располагается водящий, выбранный из числа игроков. Стоящие в колоне говорят следующие слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.. Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, дна, три — беги!
В этот момент дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны вперед по разные от нее стороны и стараются взяться за руки. Ловящий, который находится впереди колоны, пытается поймать одного из бегущих раньше, чем игроки возьмутся за руки. Если водящему это удается сделать, то он образует пару с пойманным игроком, а тот игрок, который остался без пары, становится водящим.
ДЕНЬ И НОЧЬ
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.
Ход игры
На двух противоположных концах площадки отделяют пространство — дом дня и дом ночи; посередине площадки проводится еще одна черта. Игроки делятся на две команды. Команды занимают место в центре площадки по разные стороны от средней черты. Они стоят спиной друг к другу. Ведущий говорит: "Внимание", "День" или "Ночь". И в зависимости от того, какое слово он произнес, дети названной команды догоняют детей из противоположной команды. Ловить убегающую команду можно только до тех пор, пока игроки не пересекут черты своего дома.
ВОЛК ВО РВУ
Цель игры: развить координацию движений, ловкость, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.
Ход игры
В центре площадки ограничивается ров 2 параллельными линиями на расстоянии приблизительно в 1 м. Из числа игроков выбирается водящий — "волк", который располагается во рву. Все остальные игроки — "овцы". Они располагаются с одной стороны рва. По сигналу ведущего "овцы" перепрыгивают через ров па противоположную сторону площадки. "Волк" в это время старается их поймать. И если ему это удается, то игроки меняются ролями.
КРАСКИ
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья или скамейки.
Ход игры
Игроки размещаются на стульях или скамейках. Из числа игроков выбирается продавец и покупатель. Покупатель отходит в сторону, а игроки говорят продавцу, какой краской они хотят быть. Через некоторое время приходит покупатель и говорит: "Тук, тук". Продавец спрашивает: "Кто там?" Продавец называет свое имя.
Продавец. "За чем пришел?"
Покупатель. "За краской".
Продавец. "За какой?"
Покупатель называет краску, за которой пришел. Если такая краска есть, продавец называет ее цену. Покупатель хлопает по ладони продавца столько раз, сколько он сказал. С последним хлопком "краска" убегает, а покупатель старается ее догнать. Поймав "краску", он уводит ее к себе. Если названной краски нет, продавец говорит: "Скачи по синей (желтой, красной и т. д.) дорожке па одной ножке". Покупатель скачет до условленного места, затем возвращается. Игра продолжается.
ГОНКИ МЯЧЕЙ
Цель игры: развить координацию движений, ловкость. Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.
Ход игры
Игроки встают в круг. Дна игрока, стоящие напротив друг друга, держат мячи. По сигналу ведущего игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении. Тот игрок, у которого окажутся 2 мяча сразу, проигрывает.
"ТОПОТУНЧИКИ"
Цель игры: развить координацию движений, внимание, находчивость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: воздушные шарики, нитки, веселая музыка.
Ход игры
В игре участвуют, как минимум, 2 человека. Проводить ее можно в просторном помещении, предварительно удалив все бьющиеся предметы и те, о которые дети могут пораниться.
Пригласите первых игроков на импровизированную сцену. Привяжите к ноге каждого участника воздушный шарик. Затем объясните, что их цель — наступить на шарик противника и лопнуть его, при этом необходимо сохранить свой. По команде ведущего включается музыка, и ребята приступают к поединку.
Эту игру можно усложнить, увеличив количество привязанных шариков. По возможности можно приглашать сразу несколько участников.
БОЛОТО
Цель игры: развить координацию движений, внимание, находчивость и сообразительность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги, карандаш, ножницы, краски.
Ход игры
До начала игры нужно приготовить все материалы. Привлеките к этому вашего ребенка. На чистых листах бумаги надо нарисовать 5—10 зеленых островков, вырезать их. Затем разложить их по комнате и предложить детям представить, что они попали на "болото". Расскажите о том, что на "болоте" очень опасно передвигаться, делать это можно только в сопровождении взрослых. Но у нас болото не настоящее, а сказочное. На нем есть волшебные островки, на которые можно без страха наступать. Но прежде чем сделать шаг, нужно произнести пароль. Далее вам нужно выбрать тему, слова из нее и будут паролем. Это могут быть животные, цветы, имена людей и др.
Если в игре участвуют команды, то передвижение можно устраивать на скорость. Та команда, которая быстрее преодолеет необходимое расстояние, будет считаться победителем.
"ЭХ, ЯБЛОЧКО. "
Цель игры: развить внимание, координацию движений, сосредоточенность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: яблоки или другие фрукты (их количество должно соответствовать числу участников, веселая музыка.
Ход игры
Эта игра проводится у круглого стола. Вес ребята выстраиваются вокруг стола, на котором нужно разложить яблоки на одно меньше количества участников. По команде ведущего ребята начинают передвигаться вокруг стола (шагом пли в быстром темпе — решать ведущему). В тот момент, когда музыка выключается и ведущий говорит "Стоп", каждый участник должен взять со стола одно яблоко. Тот участник, который не успел и которому ничего не досталось, выбывает из игры, получив в качестве поощрения яблоко со стола. Затем игра начинается заново, но уже без одного участника и одного яблока. Для ребят постарше этот конкурс можно усложнить выполнением различных заданий параллельно передвижению. Например, ведущий может предложить спеть песню, пройтись вприсядочку, попрыгать на одной ноге, поднять руки вверх и т. д.
ДОНЕСИ МЯЧИК
Цель игры: развить внимание, координацию, командный дух, сообразительность, (способствует профилактике сколиоза).
Необходимые материалы и наглядные пособия: мячик небольшого размера.
Ход игры
В игре участвуют 2 человека. Желательно проводить ее на свежем воздухе или в просторном помещении. Определяется расстояние, которое должны пройти игроки, и объясняется задание. Двое участников встают спинами друг к другу так, чтобы между ними, чуть выше уровня лопаток, мог поместиться мячик. В такой позе они должны преодолеть необходимое расстояние. Если они уронили мячик, они должны возвратиться к стартовой черте.
Эту игру можно проводить как эстафету, в которой будут участвовать несколько команд. Упражнения на внимание
Упражнение №1 «объект внимания»
Цель – научить ребенка работать с объектами внимания, переключать
их, совершать волевые действия в сторону объекта.
Дети стоят в шахматном порядке. По хлопку педагога они ловят
взглядом объект внимания. Зрительно его держат, не отвлекаясь ни на что
вокруг. И так каждый раз по хлопку – новый объект внимания. Очень точный
и конкретный (люстра, выключатель, точка на полу, сережка в ухе соседа и
т. д.). Перемещений не предполагается, а двигаться вокруг своей оси можно.
Далее задание развивается. С каждым новым объектом ребенок
совершает жест в его сторону ( абсолютно любой: помахать люстре,
пригрозить стулу, послать воздушный поцелуй ботинку соседа и т. д.)
Важно, чтоб ученик не отвлекался на педагога, других детей на звуки в
классе. Параллельно тренингу нужно спрашивать, например : «Маша, какой
у тебя объект внимания?» Ребенок должен научиться отвечать на вопрос не
отводя взгляд с объекта, не сбиваясь со своей задачи.
(авторская разработка)
Упражнение №2 «Фотография»
Цель - Развить зрительную память и внимание к деталям.
Среди учеников выбирается один, который будет фотографом.
Остальные ребята встают в разные позы и замирают в них. Как будто это
общая фотография. Фотограф должен запечатлеть фото (запомнить все
позиции до самых мелочей и тонкостей – пальцев, мимики и т. д).
Фотограф уходит. Позы меняются. И по возвращению фотограф
должен выстроить первоначальную картинку. Быть фотографом пробует
каждый ученик. В позы в дальнейшем можно вставать по парам, по тройкам
и т. д.
(С. Гиппиус. Актерский тренинг. Гимнастика чувств.)